Двое школьников из Арсеньевской епархии стали финалистами литературного конкурса

Двое школьников из Арсеньевской епархии стали финалистами литературного конкурса

Подведены итоги патриотического конкурса проектов «Герои Отечества». Этот конкурс вот уже четвертый год проводит Арсеньевская епархия. В этом году он был посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В связи с ситуацией с коронавирусом отборочные этапы были проведены заочно: все желающие могли прислать организаторам видеозапись своего выступления. В конкурсе приняли участие дети и взрослые из Арсеньева, Дальнегорска, Анучино, Чугуевки, Рощино, Сержантово, Уссурийска и Кавалерово. Девятого декабря были подведены итоги конкурса, победители которого будут награждены подарками.

В номинации «Светское служение» третье место заняли юные чугуевцы: восьмилетние Иван Чучалин с проектом «Моя двоюродная бабушка – моя гордость» и Марк Олейников с проектом «Труженики тыла – герои войны». Иван и Марк – одноклассники, ученики второго «А» класса школы им. А.А. Фадеева, их учитель и руководитель проектов Оксана Сергеевна Мавлютова. Оба мальчика с учителем и родителями провели большую работу, у каждого действительно интересная семейная история о родственниках, в судьбы которых ворвалась Великая Отечественная война.

Чтобы восстановить факты, пришлось опрашивать родственников, искать данные в интернете, анализировать полученную информацию. Ребята заинтересовывали, вовлекали в свою деятельность родителей и других родственников.

Со своими исследовательскими работами Иван и Марк ранее участвовали в районном литературнохудожественном конкурсе «Земля талантов-2019», в котором оба заняли первые места, а также в межрегиональном литературном проекте «Спросим старших о войне», и их работы вошли в сборник документальных рассказов о войне.

Организаторы конкурса «Герои Отечества» предоставили редакции газеты «НВ» проекты Ивана и Марка. На страницах нашей газеты мы представим их в формате рассказа ребенка о своем героическом родственнике.



Иван Чучалин

«Моя двоюродная бабушка – моя гордость»

Когда я ходил в детский сад «Чебурашка», на 9 мая наша группа возлагала цветы к обелиску воинам-односельчанам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Было очень волнительно, тревожно и интересно. Я увидел на параде людей, красиво одетых, некоторые были в военной форме, с орденами, и в руках люди держали фотографии на палочках. Часто слышал слово «ветеран». Спросил у мамы, кто такие ветераны, что за фотографии? И она объяснила, что на фотографиях люди, ветераны, которые защищали нашу Родину во время войны, но, к сожалению их уже нет в живых.

У меня возник вопрос, я даже мою маму заинтересовал: а есть ли у нас родственники, которые воевали? Мама, как и я, ничего не знала. Тогда она стала спрашивать свою маму, т.е. мою бабушку Нину, и бабушка сказала, что когда ещё была жива моя прабабушка Катя, она говорила, что есть ктото из родственников, кто в те годы воевал. Целая цепочка выстроилась в поисках. Стали искать и нашли. В семейном альбоме, по записям мелко-мелко проблёскивала надпись: Кудрина Вера Никифоровна. Как выяснилось – это была моя двоюродная прабабушка. Так как больше информации неоткуда было взять, я обратился в интернет и вот что узнал.

Кудрина Вера Никифоровна была несовершеннолетней узницей концлагеря. Вера родилась в селе Домантово, на Украине, в 1926 году. Начало войны – 1941 год. Наступление врагов было стремительным. Советские части отходили. Село Домантово заняли фашисты, и в первые же дни ввели свои порядки. Расстреляли председателя, весь состав сельсовета, коммунистов, не жалели малолетних. И вот новый приказ – молодежь от 13 и старше должна явиться в ближайший город Золотоношу на переписку для трудоустройства.

Вере было 15 лет. Собрали у ратуши. Чужая речь резала слух. Никто и не понял, где будет работать. Утром (май 1942 года, точную дату не помнит) разбудил рокот машин. Собирали молодежь. Отрывали от семьи, родной земли. Мать собрала узелок с продуктами. На станции запихнули в грузовые вагоны. Уплотнили так, что можно было только стоять. Везли долго, не кормили. Многие умирали от голода, от удушья.

Привезли в фашистский женский лагерь, находящийся в Берлине. Это было множество бараков с отсеками на 25 человек, кругом в несколько рядов колючая проволока. По углам вышки. Собаки, охранники; не убежишь. В 4 утра подъем. Водили на работу – завод «Сименс», где каким-то очень едким химическим составом оттирали надписи с зеленых железных коробок. С непривычки тошнило, слезились глаза, казалось, раздирало легкие. С тех пор болят печень и почки. Кормили баландой из брюквы и 100-граммовым кусочком хлеба из отрубей и опилок. Холод и голод. И так 3 года – день за днем.

А дальше – все хуже. Открылся второй фронт. Американцы бомбили рядом расположенную станцию. Доставалось и лагерю. Каждую ночь подъем, гонят в бомбоубежище (землянки, чуть накрытые досками и присыпанные землей). Холод, хотелось остаться в бараке. Били и выгоняли. Горели бараки, взрывались землянки. Повсюду валялись обгорелые тела товарищей по несчастью. Когда пленных подростков осталось 500 человек – перевели в другой лагерь, 30 километров от Берлина, от одного вида которого было еще страшнее. Земля, перемешанная с мазутом, огромные бочки, разлитая нефть. Надо было чистить, складировать. Это уже было не по силам.

И вдруг, через две недели ада, в лагерь вошли советские войска, это было уже в 1945-ом. Многие обессиленные пленники падали от счастья. Солдаты выносили нас на руках, не сдерживая скупых слез. «До отправки на Родину меня направили в операционный блок госпиталя. Радости нашей не было предела: среди своих, никто не бьет, даже жалеют и помогают. Месяцев семь Вера работала в госпитале. Бывшие узники никак не могли наесться и намыться».

Вскоре сообщили об отправке домой. Село Домантово встретило разрухой. Надо было помогать матери, приводить в порядок хозяйство. Вера вышла замуж за парня, которого встретила в Германии. Затем по оргнабору приехали на юг Сахалина.

В 1972 году переехали в центральную часть острова; устроились на работу – на Сахалинскую ГРЭС. Стаж работы в отрасли – 18 лет, большую часть проработала наполнителем кислородной станции котельного цеха.

Вера Никифоровна проживала в селе Восток Поронайского района Сахалинской области. Семья Веры Никифоровны: дочь с зятем, внук, его жена и правнук. Вера Никифоровна с 1991 года находилась на заслуженном отдыхе. Самое главное увлечение в жизни было – дача. Зимой готовилась к дачному сезону. Совершала непродолжительные пешие прогулки по Востоку. Но в основном находилась дома.

Была верующим человеком: боролась за справедливость, за честность, за веру.

Мне очень хотелось узнать, почему я не несу фотографию своих родственников 9 мая, я увлёкся поисками родственников ветеранов войны. Собирая материал по крупицам, я понял, что не остановлюсь на достигнутом. Много ещё вопросов накопилось, которые требуют ответов. Но я точно знаю, что моя двоюродная прабабушка Кудрина Вера Никифоровна была смелая, отважная, сильная духом, любящая свою Родину и готова была пожертвовать своей жизнью ради нашего, моего будущего.

Я долго ещё думал, какая у меня семья, какие у меня корни, и сделал вывод, что должен вести себя соответствующим образом, не подводить их, не портить имя своего рода, сделать так, чтобы они гордились мной, как мы гордимся своими героями. И на 9 мая с гордостью буду нести портрет своей двоюродной прабабушки Веры.


Марк Олейников

«Труженики тыла – герои войны»

Иногда по телевизору я вижу кинофильмы, телесериалы, передачи, посвященные 9 мая, основанные на реальных событиях. Я всё чаще стал задумываться, а были ли в моей семье те самые герои, был ли тот самый подвиг и вклад в победу, о которых я слышал по телевизору.

Поговорив с родителями, бабушками и дедушками, я выяснил, что и в нашей семье были участники войны, фронтовики и тыловики. Одна из рассказанных ими историй заинтересовала меня больше всех – про моего прапрадеда, который горел в танке.

Мой прапрадед, Керов Иван Александрович, родился 25 января 1912 года в селе Платошкино, Пермского края. Окончил семь классов средней школы, по тем временам он считался образованным человеком. Получил профессию и до призыва в армию работал трактористом. В 1931 году девятнадцатилетним юношей был призван на службу и по распределению попал на Дальний Восток. В то время молодых трактористов зачастую призывали на службу в танковые части, вот и мой прапрадед был распределён в танковые войска. Отслужил три года и демобилизовался в звании сержанта.

После службы в армии Иван Александрович остался жить на Дальнем Востоке в селе Сетюхе Чугуевского района, которое после 1972 года в связи с Даманским конфликтом было переименовано в село Изюбриный.

В 1938 году мой прапрадед взял в жены мою прапрабабушку Елену Михайловну, женщину с тремя детьми, она была местной жительницей и вдовой репрессированного. В 1940 году у них родился первый совместный ребенок, а в 1941-ом началась война.

Практически с первых дней войны мой прапрадед нес тыловую службу в селе Манзовка (с 1972 года Сибирцево). В военное время на территории села производилась сборка танков и отправка их на фронт. Место было выбрано не случайно, ведь в 1900 году на территории Манзовки был построен железнодорожный разъезд.

К сожалению, мне не удалось выяснить, на территории какого предприятия или какой завод был перевооружен под танковый. Возможно, это была секретная информация. По словам моих родственников, прапрабабушка всегда вела свой рассказ о военном труде деда с пометкой «секретно», ведь то, как производились испытания собранных танков, страшно было рассказывать, а подтверждением тому были многочисленные шрамы от ожогов на теле моего прапрадеда.

На предприятии, где во время войны работал мой прапрадед, не только велась сборка танков, но и шло обучение солдат танковому делу, проводились испытания танков перед отправкой на фронт. Чем и занимался мой прапрадед. Испытание проводилось боевыми снарядами, а в это время в танках находились живые люди! В одном из таких испытаний и пострадал мой прапрадед. Снаряд пробил танк, и он загорелся внутри. Иван Александрович был тяжело контужен, получил сильнейшие ожоги и переломы. Как рассказывает моя бабушка, Елена Евгеньевна, врач по образованию, для неё по сей день непонятно, как человек с такими сильнейшими травмами в то время смог выжить, так быстро восстановиться и продолжить служить и трудиться во благо Великой Победы.

Несмотря на полученные во время испытания танка травмы, спустя некоторое время реабилитации, Иван Александрович вернулся на завод. Он продолжал обучать новобранцев танковому делу и вести испытания, не думая о мучительной боли, не думая о том, что каждый следующий боевой снаряд и каждый следующий испытуемый танк могут быть последними в его жизни, а думая только об одном: «Победа, любой ценой!»

Иван Александрович имел множество наград. К сожалению, именно военные награды не сохранились до нашего времени, но в ходе исследования мне удалось найти его юбилейные медали, и я горжусь ими.

По окончании войны мой прапрадед вернулся в родное село. Шло активное восстановление страны после полнейшей разрухи. Поднимали сельское хозяйство. Иван Александрович работал в МТС (машинно-тракторная станция).

В 70-е годы в районе развивались лесозаготовительные хозяйства, Ивана Александровича как опытного работника направили на развитие новой промышленности, он занимался обслуживанием и ремонтом мотовозов.

Помимо тяжелых трудовых будней, у Ивана Александровича всегда находилось время для любимого занятия (он разводил виноградники) и своей многодетной семьи, в которой было пятеро детей.

Я горжусь, что мой прапрадедушка – участник Великой Отечественной войны! Он был готов отдать за свободу Родины собственную жизнь, пусть даже не на полях сражений, не в боевых схватках с врагом, но его работа была не менее опасной.

И теперь, когда я понесу в руках штендер с фотографией моего прапрадеда в колонне «Бессмертного полка», чувство гордости будет переполнять меня ещё больше, ведь его руками ковалась Победа!