Презентация новой книги Ирины Языковой – известного искусствоведа, кандидата культурологии, директора Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) состоялась 18 октября в Культурном центре «Покровские ворота». Очерки христианского искусства под общим названием «Красота сквозь века» вышли в издательстве ББИ в серии «Богословие и культура», сообщает портал "Благовест-Инфо".
Книга рассказывает о том, как в разные исторические периоды художники искали и находили образы, раскрывающие тайну красоты как замысла Божия о мире и человеке. И хотя путь человека проходит по тернистым дорогам этого мира, часто очень далекого от всякой красоты, в каждой душе живет жажда прекрасного, отмечается в аннотации.
По словам автора, она не писала ни научное искусствоведческое исследование, ни последовательную историю искусства; она предупреждает, что ее выбор тем и героев не обусловлен ничем, кроме ее личного предпочтения. Но через это издание Языкова хотела выразить благодарность своим любимым художникам, которые для нее, особенно в трудные периоды жизни, стали друзьями. Кроме того, она задумала внести свою лепту, с богословской точки зрения, в вечную дискуссию о красоте: является ли она лишь субъективной категорией; можно ли говорить о проявлениях Божественного в красоте; «заканчивается» ли она в современном искусстве, превращаясь исключительно в дизайн; как обнаружить в самых разных проявлениях творчества «зов красоты».
Главам, посвященным отдельным художникам и сюжетам, предшествует обширное введение, которое рассказывает о том, как в разные периоды истории, начиная с античности, менялось восприятие красоты; как это понимание связано с религиозными исканиями человечества. Средние века, Возрождение, эпоха Просвещения, XIX век с его многообразием умонастроений, не говоря уже об эпохе модерна рубежа XIX–XX веков – художники и мыслители каждого времени неустанно искали свои критерии красоты, и знакомство с ними, а также с заключительной главой «Немного о богословии красоты» поможет читателю сделать свое восприятие произведений искусства более глубоким и многомерным. Автор напоминает, что греческое слово «kalo» (красота) однокоренное со словом «kaleo» (зову, призываю). «Красота к нам взывает, … “подает знак о некой тайной, скрытой, живой глубине реальности”», – приводит Языкова слова Семена Франка.
Кажется удивительным, что автор посвящает первую главу искусству палеолита, когда невозможно достоверно говорить о каких-либо представлениях первобытных людей, а тем более – о религиозных, можно лишь строить догадки. Но Языкова считает: «Судя по наскальным рисункам, едва человек начал сознательную жизнь, он уже любовался красотой, а не просто совершал магические действия ради успешной охоты. Человек был способен творить красоту даже в дописьменные времена».
Не останавливаясь на всех темах и персоналиях, автор все же рассказала о некоторых, например, о том, как художники разных эпох изображали рай и Рождество Христово. Беато Анджелико, художник «с ангельской душой», творил в далеко не райское время, но искусствовед не просто восхищается его шедеврами, но объясняет, как воспринимать его искусство в контексте Возрождения, дискутируя попутно с распространенным мнением, что Возрождение забыло о Боге, сосредоточившись исключительно на красоте и величии человека.
Как и с Беато Анджелико, «встреча» с Эль Греко произошла у автора в ранней юности – и с тех пор эти художники ее близкие друзья. Оказывается, именно благодаря Эль Греко она стала искусствоведом и сейчас раскрывает для читателя тайны этого незаслуженно забытого сразу после смерти гения, «опередившего свое время». Например, всем известен пейзаж «Вид Толедо», но многие ли знают, что его можно считать «духовным автопортретом» Эль Греко?
Если Эль Греко – первопроходец в жанре пейзажа, то Мемлинга можно считать отцом европейского натюрморта. А для Языковой последний особенно дорог тем, что в своих портретах сумел изобразить красоту молитвенной сосредоточенности, тихого предстояния человека перед Богом.
Творчество Рембрандта она раскрывает в контексте его блистательной вначале, а позже – трагической жизни. «Художник с судьбой Иова» – так называет его Языкова и открывает читателю, как, несмотря на все потери – любимых людей, друзей, заказчиков, здоровья, возможностей работать – Рембрандт сохранил связь с Богом и благодарение Ему, что очевидно в его последних полотнах.
Образ Иисуса Христа в творчестве Николая Ге, библейское послание Марка Шагала, страдающий Христос Жоржа Руо, метафизика «Черного квадрата» Казимира Малевича, мистический супрематизм Владимира Стерлигова, иконичность фильмов Андрея Тарковского – эти и другие главы найдет читатель в новой книге. Конечно, Языкова как специалист по иконе ХХ – начала ХХI вв. не могла не включить в книгу главу «Свет иного мира», посвященную иконописцу русского зарубежья иноку Григорию Кругу. И особая дань любви и уважения в этой книге – давнему другу автора, художнице Лилии Ратнер, которая нашла совершенно новый язык графики для выражения библейского откровения.
Джованна Парравичини, научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» и ведущая презентации, отметила «рефрен» этой книги: «Есть красота и красивость. Важно, что сердце человека не может удовлетвориться красивостью и нуждается в красоте».
«Дар динамического видения души через произведения искусства» свойственен автору книги, считает автор предисловия, доктор исторических наук Евгений Рашковский. «Через всемирную историю изобразительного искусства – от первобытных времен до наших дней – до читателя доносится некая философия красоты, причем философия не отвлеченная, но прорастающая сквозь историю конкретных художественных форм и стилей, через историю конкретного художественного опыта», – сказал он.
На уникальность книги обратил внимание протоиерей Андрей Юревич, архитектор и создатель Музея современного христианского искусства. По его словам, множество авторов во все времена обращались к истории искусства, к самым ярким ее именам. Но в книге Языковой «все они открывают нам с разных сторон необъятный мир веры». «Автор показывает отношения человека и Бога через художественное творчество, отношения порой до боли непростые, но через это является для нас ее собственная вера — глубокая, чистая и светлая», – считает священник.
Как отмечали выступавшие, новая книга при внимательном чтении даже в самые сложные времена дает надежду. Автору удалось показать, «как сквозь века проходит путь красоты, некогда данной Богом человечеству как великий дар, который постоянно мы утрачиваем и в каждую эпоху обретаем заново».
Текст и фото - Юлия Зайцева