Презентация коллективной монографии «Воображая Палестину. Святая земля и русская идентичность в XIX – начале XXI в.» состоялась 22 ноября в рамках семинара Центра по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН. Авторы из ряда российских городов и Беларуси в онлайн-режиме представили статьи, в которых рассматривается концепция «изобретения Святой земли» в России, особое внимание уделяется истории представлений об Иерусалиме, Святой земле (Палестине) и истории понятия «Русская Палестина», сообщает "Благовест-Инфо".
Аннотация нового издания сообщает, что авторы исследуют вопрос о влиянии Святой земли на формирование, верификацию и сохранение русской идентичности, определяют, какую роль в этом играла паломническая традиция. Исследование охватывает широкие хронологические рамки – от имперского к советскому и постсоветскому периодам. Особое место уделяется Сибири и Беларуси, двум удаленным друг от друга, но уникальным поликонфессиональным регионам, где проблемы определения русской идентичности стояли особенно остро. В этих регионах имелась собственная идентичность, требовавшая трансфера образов и идей, связанных со Святой землей.
Как отметил координатор исследовательского проекта и один из ведущих авторов Михаил Шаповалов, идею издания подсказало обнаружение в Тобольске записок священника-паломника, в которых содержалось «осмысление мировых событий, происходивших за тысячи километров». Паломнические записки – это массовые источники разных периодов, далеко не все из них удалось обработать, но список архивов впечатляет: помимо центральных российских архивов, это архивы Сибири, Алтая, Беларуси, Джорданвилля (США), в сочетании с антропологическими экспедициями в Израиле. В качестве новых источников использовались также «волшебные фонари» и «туманные картинки» (большая их коллекция конца XIX – нач. XX вв. сохранилась в музее Омска). Многие источники впервые вводятся в научный оборот.
Историки решили применить новые методики – сосредоточиться не на описании фактов и событий, а на том, «как Палестина формировалась в сознании людей», на своего рода «изобретении Палестины». Авторы используют такой термин как «ментальная география». Применяемая историками концепция «воображаемых сообществ» касается истории повседневности, особенностей восприятия, при этом М. Шаповалов подчеркнул, что изучаемое «воображаемое – это не мнимое, несуществующее, а то, что находится в сознании».
Особое внимание уделяется самому феномену паломничества, формированию и эволюции образа паломника. По словам одного из авторов Алексея Бокатова, паломники – «основные коммуникаторы, носители идентичности России в Святой земле и наоборот – Святой земли в России». Историки стремились «обозначить пределы культурного трансфера и коммуникационного моста, который тянется из прошлого в настоящее, а по возможности назвать по именам тех, кто это осуществлял».
По словам доктора исторических наук, профессора МГУ Александра Полунова, избранный авторами подход – «знак времени: назрел переход от позитивистского изучения внешних условий развития русской Палестины к анализу того, как это воспринималась и понималось». Он подтвердил, что «Святая земля была в значительной степени воображаемым явлением: даже путешествуя по реальному Иерусалиму, паломники видели не реальный образ, а тот, который у них уже сложился». В этом был «сильный момент конструирования»: сначала Палестину перенесли в Россию (выражением чего стал Новый Иерусалим под Москвой), а затем Россию устроили в Иерусалиме, построив там во второй половине XIX века так называемый Русский город. В статье Шаповалова подробно рассказано, что «Россия там воспроизводилась до мельчайших подробностей: русская кухня, русский квас, русская баня, богослужение на церковнославянском языке – попав на эту огражденную территорию, многие паломники отмечали, что оказались в России, где их окружали русские люди, где ничего не отвлекало их от благочестивых устремлений». Более того, этот Русский город в Иерусалиме стал «реальной Россией для тех русских, которые оказались в эмиграции». «Те, кто совершал эмигрантские паломничества после Второй мировой войны, находили в Иерусалиме "замену родины" – Россию, в которую они не могли попасть. Даже эмигранты третьей волны, которые в 70-е годы эмигрировали из СССР, в Палестине обнаруживали ту Россию, которую считали настоящей, близкой им по духу», – сказал Полунов, и ряд статей сборника посвящен именно темам «конструирования образа» России и Палестины.
Профессор посетовал, что в монографии недостаточно внимания уделено роли Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) – главного идеолога и организатора православных паломничеств в Святую землю. Именно ИППО приложило немало усилий, чтобы «закрепить сложившийся образ Святой земли», а также культивировать во второй половине XIX века образ «паломника-простолюдина», который считался «образцом носителя русской идентичности для части интеллектуальных кругов российского общества – тех, кто придерживался консервативных воззрений», продолжил историк. Он упомянул также такое массовое явление в России, как Палестинские чтения в разных городах, на которых выступали с рассказами паломники, – это было поистине «народное движение».
На презентации сборника развернулась научная дискуссия, авторов не только хвалили. В выступлениях профессора Полунова, докторов исторических наук Лоры Герд (Санкт-Петербургский институт истории РАН) и Елены Астафьевой (Национальный центр научных исследований) прозвучало немало критических замечаний, порой довольно резких, которые авторы сборника приняли с благодарностью и желанием продолжить работу по теме «воображаемой Палестины», которая [работа] не может считаться завершенной – как из-за огромного объема изучаемого материала, так и из-за ограничений пандемии, сделавших невозможным посещение ряда архивов и продолжения экспедиций.
В коллективной монографии «Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX – начале XXI вв.» (СПб.: «Нестор-история», 2021) свои статьи представили: М. Шаповалов, А. Бокатов, А. Валитов, В. Герасимова, Э. Григорян, Л. Манцевич, К. Марастова и Д. Шевелев.
Юлия Зайцева