Издан второй номер журнала кафедры богословия МДА

Издан второй номер журнала кафедры богословия МДА

В «Центре изучения патристики и христианской древности» Московской духовной академии вышел шестой номер научного богословского журнала кафедры богословия МДА «Библия и христианская древность». 

Номер включает в себя четырнадцать публикаций по разным направлениям христианского знания: издание сирийской рукописи, переводы и комментарии текстов; исследования в области патрологии и патристики, поздневизантийской полемики, библейской лексики, богословской экзегезы фресочных изображений; исследование в форме заметки, тематический образ научной литературы; рецензии; хроника и обзор научных событий и конференций.

Первый раздел представлен двумя публикациями. Первая сделана коллективом авторов — М.Г. Калининым, Т.Б. Туркиным. Публикация открывает серию изданий оригинального сирийского текста «Второго собрания» прп. Исаака Сирина, переводов и статей, которые будут предшествовать большому критическому изданию текстов этого автора в серии «Корпус христианских текстов и исследований» (КХТИ) журнала «Библия и христианская древность». В публикации представлена вводная статья с историей издания текста «Второго собрания», данные о рукописях, набор сирийского текста по рукописи Oxford, Bodleian Library, ms syr. e. 7 и пересмотренный русский перевод С.С. Туркина глав 1–10 из первой сотницы, сопровождаемый комментариями. 

Второй раздел включает четыре исследования по патрологии, поздневизантийской полемике, библейской лексике, богословскому осмыслению фресочных изображений и экзегезе. 

В статье «Писание как Предание: свт. Василий Великий о Книге Бытия» О.Л. Алиева исследует значение понятия «Предание» у свт. Василия Великого на материале его «Шестоднева». Вследствие этого рассматривается связь между понятиями παράδοσις и δόγμα. Автор показывает, что свт. Василий Великий рассматривал Предание как раскрытие смысла Писания, понимание «неясностей» которого возможно благодаря просвещению Святого Духа. В свою очередь, устное Предание также имеет «прикровенную» форму и требует усилий читателя и помощи Святого Духа для понимания в нем δόγμα. Именно в этом смысле можно говорить о том, что δόγμα умалчивается. Таким образом, речь идет не о не зависимом от Писания источнике, но о таинственном действии Святого Духа.

Д.И. Макаров в своем исследовании «Антипаламизм в раннем творчестве Х.-Г. Бека: русские истоки и католические параллели» (ч. 1) касается взглядов Ханс-Георг Бека 1910–1999 гг.), крупнейшего немецкого византиниста XX в., который доказывал ошибочность различия сущности и энергии, выдвинутого свт. Григорием Паламой. К.-Х. Бек придерживался томистского взгляда на этот вопрос. Особенно автор статьи отмечает две его работы по критике паламизма: «Борьба за томистское понимание богословия в Византии» (1935 г.) и «Феодор Метохит. Кризис византийского мировоззрения в 14 столетии» (1952 г.). В первом исследовании К.-Х. Бек выступает с позиции неосхоластики, как римо-католический богослов; во втором — уже «изнутри», пытается доказать несовместимость паламизма с халкидонистским православием.

В третьем разделе представлены две публикации. В первой диакон Николай Шаблевский в своей заметке ставит вопрос о роли Ездры в формировании корпуса книг Ветхого Завета, анализируя данные канонической Книги Ездры, а также мнения христианских авторов, таких как Евсевий Кесарийский, Диодор Тарсийский, текст, приписываемый свт. Афанасию Александрийскому «Синопсиса Священных Писаний». Автор указывает, что среди грекоязычных экзегетов бытовало мнение, что Ездра был скорее кодификатором Священного Писания, в то время как в восточносирийском толковании (в частности, у Ишо‘дада Мервского) считалось, что Ездра написал заново сгоревшее Писание «из своего сердца». Интерпретация Ишо‘дада основана, очевидно, на сирийской версии 4-й Книги Ездры. Автор публикации обращает на этот аспект особое внимание.

Вторая публикация раздела представляет обзор творчества немецкого протестантского богослова и философа Д. Бонхёффера, расстрелянного в застенках гестапо 9 апреля 1945 г. Автор дает обзор, изданного наследия текстов, переводов на русский язык, а также некоторых избранных русско- немецко- и англоязычных научных трудов и статей, посвященных изучению различных аспектов его богословия и философии. Обзор включает в себя семь разделов: 1) описание изданных работ Д. Бонхёффера и их переводов на русский язык; 2) биографии Д. Бонхёффера; 3) обзорные и справочные статьи; 4) базовые работы, посвященные наследию Д. Бонхёффера; 5) сборники статей; 6) русскоязычные исследования; 7) западные труды по различным аспектам теологии Д. Бонхёффера (избранное).

В разделе «Рецензий» представлен критический анализ пяти публикаций. 

Диакон Николай Шаблевский провел обзор сборника статей, касающихся библейской семитской лингвистики: Studies in Semitic Linguistic and Manuscripts: A Liber Discipulorum in Honour of Professor Geoffrey Khan / ed. by N. Vidro, R. Vollandt, E.-M. Wagner and J. Olszowy-Schlanger. Uppsala: Uppsala University Library, 2018. (Acta Universitatis Upsaliensis. Studia Semitica Upsaliensia; vol. 30). 467 p. Рецензируемый сборник состоит из 21 статьи и посвящен 60-летию профессора кафедры древнееврейского языка Кембриджского университета Джеффри Хана. Данные труды написаны его благодарными учениками, которые продолжают развивать идеи научного руководителя. Область научных интересов самого Дж. Хана, как это отмечено в предисловии издателей, включает в себя семитские грамматики в целом и древнееврейскую, арабскую, арамейскую грамматики в частности, а также лингвистические исследования, вокализацию библейских текстов, рукописи Каирской генизы, арабскую палеографию, кодексы и папирусы. Профессор изучает и синтаксис семитских языков, да и традицию произношения библейских текстов исходя из арабских транскрипций, новоарамейские диалекты, особенно северо-восточные. 

Рецензия Д.Е. Афиногенова на перевод и комментарий А.И. Сидорова главного экзегетического сочинения прп. Максима Исповедника «Вопросоответы к Фалассию» (Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию / перевод, предисловие, комментарии профессора Московской духовной академии, доктора церковной истории А.И. Сидорова. М.: Сибирская благозвонница; Нижегородская духовная семинария, 2019. 976 с.). Рецензент предлагает филологический разбор перевода и сопоставление его (основного текста без схолий) с греческим оригиналом.

Также представлены рецензии на три разноплановые монографии: протодиакона Владимира Василика на исследование по христианской культурно-исторической традиции средневековой Болгарии: Д.И. Полывянный. Культурная идентичность, историческое сознание и книжное наследие средневековой Болгарии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 512 с.,; А.А. Савинова на эссе Ж.-Л. Мариона по когнитивной функции человека у блж. Августина и Декарта: Марион Ж.-Л. Эго, или Наделенный собой / пер. с франц. А. Черноглазова. М.: РИПОЛ классик; Панглосс, 2019. 159 с. (Фигуры философии); рецензия И.С. Вевюрко на: Коэн Ш. Дж. От Маккавеев до Мишны / пер. с англ. М. Вогмана, А. Крупновой. М.: Книжники; Текст, 2014. 288 с., по истории евреев в эллинско-римский период. 

В последнем, пятом, отделе «Хроника и обзор научных событий и конференций», в отделе «Хроника», представлен обзор международной научной конференции «Мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27): парадигмы мужского и женского в античном христианстве». Это ежегодная богословская конференция, которая проходит в мае месяце в Папском институте патристики и христианской древности «Augustinianum» в Риме. Эта конференция была сорок седьмая по счету.