«Прощай, грусть!» и другие рассказы

Автор: священник Игорь Сильченков Все новинки

Издано житие священноисповедника Романа Медведя

Издано житие священноисповедника Романа Медведя

Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» издал книгу о священноисповеднике Романе Медведе, уделявшем большое внимание организации приходской жизни и явившем собой образец истинного пастыря, сообщает журнал "Фома".

Автором книги «Бог судил мне быть исповедником. Житие священноисповедника Романа Медведя» является член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский).

Прославленный в лике святых в 2000 году, протоиерей Роман Медведь (1874-1937) был выдающимся пастырем и проповедником. Дело христианского просвещения стало для него близким и родным еще со времени учебы в Санкт-Петербургской духовной академии, он также большое внимание уделял организации приходской жизни. Заканчивая академию, отец Роман написал кандидатское сочинение на тему «Приход, как основная форма церковной жизни».

Важны и интересны те принципы, которыми, став священником, отец Роман руководствовался в своей пастырской деятельности. Свои суждения о задачах идеального пастыря он сумел воплотить в своей жизни.

В начале своего пастырского пути он писал: «Пастырство есть высшее служение для христианина на земле, и не дай Бог ни мне, ни всякому другому пастырю служение Богу променять на служение человеку, каковы бы ни были его личные достоинства и высокое земное положение. Высота пастырского служения несравнима». Главную задачу пастыря он видел в том, чтобы «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать перед Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро».

Священнослужитель был назначен настоятелем Адмиралтейского собора святителя Николая в Севастополе и благочинным над Севастопольскими неподвижными военно-морскими храмами Черноморского флота. Религиозно-нравственный уровень моряков в ту пору был низким, и протоиерей Роман много сделал для исправления положения, действуя в этих целях с христианской безбоязненностью. И его деятельность принесла плоды: активизировалась религиозная жизнь севастопольцев, как горожан, так и моряков. Протоиерей Роман прилагал большие усилия по устроению православных братств на истинно церковных основаниях, вначале в Севастополе, а затем в Москве.

Последние годы служения отца Романа в Севастополе пришлись на время Первой мировой войны, падения самодержавия, большевистского государственного переворота и начавшейся Гражданской войны.

Придавая большое значение объединению православных в союзы и братства, протоиерей Роман Медведь, переехав в Москву, организовал и возглавил Братство, которое вело активную проповедническую и издательскую деятельность. Это было особенно важно в период, когда к власти в России пришли убежденные атеисты, начались гонения, и для «верующего человека было очевидно, что пришло время исповедничества, время делания, время показать веру из дел». В образе жизни отца Романа его паства видела подвиг и верность своему пастырскому долгу: «чему учил, тому и сам был примером».

За время служения в Москве отец Роман трижды арестовывался, последний раз – в феврале 1931 года и был приговорен к 10 годам заключения в концлагерь. В книгу архимандрита Дамаскина включены письма отца Романа из концлагеря, в которых ярко проявляется его вера в премудрую и всеблагую волю Божию.

В одном из своих писем он писал: «... с самого моего прибытия в лагерь в 31-м году я целую свои узы и знаю, что они мне во благо, и всё время держусь того же убеждения... В общем в душе моей покой, а будущее я отдал в руки Того, кто лучше всех всем распоряжается...» В другом письме, продолжая свою мысль, он писал: «... пока я связан узами – надо ожидать терпеливо конца, с благодарностью принимать, что даётся, – как самое лучшее и самое полезное для нас...»

Протоиерей Роман Медведь много времени и сил посвятил созданию христианской общины и восстановлению прихода во время беспощадных гонений, последовавших в ХХ столетии на Русскую Православную Церковь от вновь образовавшегося государства. Опыт священноисповедника может быть бесценным для пастырей и приходов.