Издательский совет провел круглый стол «Евангелие в русской литературе»

Издательский совет провел круглый стол «Евангелие в русской литературе»
28 февраля 2019 года в медиацентре «Вечерней Москвы» состоялась дискуссия, посвященная христианской теме в русской литературе.

На круглом столе выступили: председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, а также писатели – Владимир Крупин, Василий Дворцов, Анастасия Чернова и историк Сергей В. Алексеев

Модератором обсуждения был помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви доктор исторических наук Дмитрий Володихин. Трансляция дискуссии велась на сайте «Вечерней Москвы».

Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о Евангелии как истоке русской литературы, напомнил о трудах Кирилла и Мефодия –просветителей славян. Владыка отметил значение таких жанров русской словесности как жития святых, летописи, послания церковных иерархов. Как считает архиерей, евангельские смыслы прочитываются в лучших произведениях писателей Древней Руси.

Краткий экскурс в историю книжности Средневековья сделал доктор исторических наук Сергей В. Алексеев. Он отметил, что со времен Крещения Руси Евангелие входило в круг чтения православных людей, и рассказал о становлении русской литературы, которая ведет свою родословную от богословского произведения митрополита Илариона «Слово о законе и благодати».

В ходе дискуссии писатели обсудили евангельские темы в русской классике. Как считает Василий Дворцов, в основе многих произведений русской литературы как Допетровской эпохи, так и времен Золотого века, лежит сюжет о блудном сыне. По словам Владимира Крупина, «русская литература пронизана Православием» – это ощущается в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского. Дмитрий Володихин напомнил о произведении А.К.Толстого – поэме «Иоанн Дамаскин» – настоящей жемчужине русской поэзии.

Участники круглого отметили, что евангельская тема присутствовала в русской литературе и в ХХ веке: в творчестве писателей-эмигрантов, таких как Иван Шмелев, и в книгах тех авторов, кто жил в Советском Союзе. Так, многие произведения Михаила Шолохова посвящены идее самопожертвования человека ради ближнего. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, при всей его спорности, возвращал советского читателя к евангельским образам. Анастасия Чернова высоко отозвалась о творчестве Николая Рубцова, Василия Шукшина и Бориса Шергина, в книгах которых ощущается православный, подлинно евангельский взгляд на мир. Она также сообщила, что в настоящее время возрождается жанр пасхального рассказа – издаются целые сборники таких рассказов, созданных писателями в уже постсоветское время. Участники круглого стола назвали несколько имен, прозвучавших в последние десятилетия: это писатели, для которых Евангелие представляет собой нечто неотторжимое от их личности и творческого стиля. Таковы, например, Елена Хаецкая, Наталья Иртенина, Далия Трускиновская.

Митрополит Климент отметил еще одну тенденцию: стало больше появляться художественных произведений о новомучениках ХХ века. А еще расцвел жанр записок о паломнических путешествиях.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что евангельские темы и сюжеты присутствуют в творчестве писателей, ставших лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии, среди которых: Владимир Крупин, Борис Екимов, Виктор Николаев, Василий Дворцов, Дмитрий Володихин и другие.