2 июля 2019 года в Успенском соборе Тверского Отроч монастыря прошла конференция «Образ святителя Филиппа в литературе и искусстве. Стояние Церкви в правде: прошлое, настоящее, будущее». Под сводами древнего храма собралось более 100 человек.
С приветственным словом к собравшимся обратился управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва. Он напомнил участникам конференции, что еще в Византии была сформулирована идея симфонии, то есть «соработничества» государства и Церкви, но на практике симфонического идеала удается достичь далеко не всегда. И в подобных случаях от пастырей духовных требовалось и требуется мужество твердо стоять в истине, не отступаясь от евангельских идеалов.
По словам председателя
Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента, пастырский подвиг святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, связан не только с его эпохой – весьма жестокой. Он получил отклик и в XX столетии, памятен и в наши дни. Можно сказать, суть его – вневременная, а потому сердце твердо верующего христианина всегда и неизменно будет откликаться на деяния святителя Филиппа. У него всегда будут последователи, да и сам он следовал примеру древних святых.
Митрополит Климент, в частности, сказал: «Святитель Филипп в одном из посланий, адресованных братии Соловецкого монастыря, писал: «Бога ради, живите любовно!» Его поступки имели не столько политическую или социально-экономическую подоплеку, сколько религиозную. Видя, что рядом с ним творятся небывалые жестокости, кровь льется рекой, а сам правитель Иван Грозный не слушает Церковь, когда та печалуется о судьбах опальных людей, митрополит Филипп решил защитить дух любви, неизменно живущий в православном вероучении. Он увещевал царя тайно, потом явно отказал ему в благословении. Не поддавшись нажиму, святитель Филипп стоял твердо. Он занял позицию истинного пастыря, ради Истины не жалеющего себя самого. Последствия его духовной стойкости были для Филиппа самыми тяжелыми: его близких казнили, он сам подвергся поруганию и как простой монах был сослан в Тверской Отроч монастырь. Здесь в 1569 году приял венец мученической кончины».
По словам владыки Климента, не раз, не два, а множество раз Церковь сталкивалась с необходимостью защищать основы веры, в том числе любовь к ближнему, как истину, которая не должна быть поколеблена. «Это происходило при раннехристианских мучениках, во времена св. Амвросия Медиоланского, при св. Иоанне Златоусте. Да и у нас на Руси пастырь иной раз должен был возвыситься над бренным земным существованием и отдать свою жизнь за веру. Так произошло, например, со св. Леонтием Ростовским, павшим от рук язычников, и со св. Гермогеном, уморенном голодом за свое твердое стояние в Православии. С кончиной святого Филиппа пастырское мученичество за веру далеко не иссякло в Русской Церкви. Подвиг его, хорошо известный любому образованному человеку в дореволюционной России, любому сколько-нибудь знающему представителю духовенства, при наступлении темных времен зажигал в сердцах потребность следовать христианскому долгу. Окинем взором XX столетие. Сколь страшно пострадала Русская Церковь! Сколь много храмов подверглось разрушению! Сколь сильно давило государство на верующих, заставляя их отойти от веры! Но в России нашлось более тысячи православных мучеников и исповедников, предпочитавших жестоко страдать и погибать, лишь бы оставаться с Богом. А священники и архиереи, жившие в ту мрачную эпоху, исполнялись Духа святого и продолжали свое пастырское служение в любых условиях. Все это, так или иначе, последователи святого Филиппа, св. Амвросия, св. Иоанна Златоуста. Подвиги их, как и подвиг святителя Филиппа, важны не только для Церкви и всего сообщества воцерковленных людей. Стояние Церкви в правде имеет громадное значение для культуры. Особенно – для культуры нашей страны, основанной на Слове, построенной на христианском фундаменте. Слово божественное переплетается у нас со словом высокой культуры, евангельские смыслы вошли в плоть и кровь литературы, искусства, этики творчества. В России то, что на Западе именуют “гуманизмом”, называется “человечностью”. А человечность предполагает каждодневные, осознанные усилия к сохранению образа Божия в человеке, и, следовательно, сохранения любви к ближнему, доброты, милосердия, смирения…».
Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета Д.М. Володихин в докладе «Образ святителя Филиппа Московского в литературе и искусстве наших дней» разобрал произведения художественной литературы и кинематографа, содержащие, так или иначе, образ святителя Филиппа, с 1940-х годов по наши дни. По его словам, до всей полноты понимания истинной роли святого Филиппа в русской истории пока далеко. Однако к нему хотя бы приблизились в кинофильме режиссера Алексея Салтыкова «Гроза над Русью» 1992 года и телесериале режиссера Андрея Эшпая «Иван Грозный» 2009 года. Иные плоды творчества полны исторических ошибок и кардинальных неудач в трактовке образа этого великого пастыря.
Глава Историко-просветительского общества «Радетель» С.В. Алексеев, также доктор исторических наук, выступил на тему «Отстаивание Церковью истины Христовой в ситуациях внешнего давления». Он со ссылками на средневековые исторические источники дал целый ряд примеров, как иерархи Русской церкви домонгольской эпохи должны были исполнять свой пастырский долг в сложных, порой конфликтных ситуациях и справлялись со своей нелегкой задачей достойно.
На конференции также сделали доклады протоиерей Георгий Белодуров (настоятель тверского храма св. великомученика Никиты, член Богослужебной комиссии Тверской и Кашинской епархии), и научный сотрудник Кировского историко-краеведческого музея Калужской области В.В. Хухорев.