Презентация каталога в двух томах "Писалъ сiй образъ...": Подписная икона и молитвенный образ в собрании Государственного музея истории религии" состоялась в конференц-зале ГМИРа, сообщает сайт Синодальной библиотеки.
Музей хранит одну из наиболее крупных в России музейных коллекций икон и молитвенных образов, содержащих имя автора. Самые ранние подписные иконы датируются второй половиной XVII века. Самая поздняя икона в собрании - работа нашего современника, молодого иконописца Георгия Панайотова, изображающая святых Кирилла и Мефодия.
Во времена Средневековья случаи, когда на иконе указано авторство, были редчайшими, соблюдался принцип анонимности: большинство имен древнерусских иконописцев известно исключительно по письменным и устным источникам. Однако в конце XVI века ситуация начинает меняться. В отдельных случаях, чаще всего чтобы повысить значимость, на самом произведении стали ставить имя мастера. Во второй половине XVII века подпись иконописца становится привычным явлением.
Над каталогом работал коллектив авторов, его созданию предшествовал длительный период выявления подписных икон в собрании музея. Работа над каталогом заняла более десяти лет. В нем представлены 200 имен мастеров и 450 произведений. Помимо произведений, имеющих подпись, нанесенную на лицевую или оборотную сторону образа в процессе его создания, в него также вошли произведения, на которых сохранились более поздние надписи, штампы и наклейки с указанием фамилии авторов.
Каталог состоит из двух томов, объемом 448 и 384 страниц. В основу систематизации коллекции был положен алфавитный принцип. В первый том вошли иконописцы, имена которых начинаются на буквы А-Л, а во второй - на буквы М-Щ. Каталожной части предшествует богато иллюстрированная вступительная статья. Каждый из томов снабжен библиографическим указателем и списком сокращений.
Открывая презентацию, заместитель директора музея по научной работе Екатерина Терюкова отметила, что работа над каталогам не зря заняла так много времени: он не только существенно увеличился в объеме (предполагалось издать его в одном томе), но и стал более информативным. К сожалению, не все сотрудники, принимавшие участие в его создании, дожили до этого дня; многое было сделано предыдущими поколениями хранителей. Много информации было получено в ходе реставрации.
Хранитель фонда иконы Ольга Коробко подчеркнула, что любой каталог любого музея - огромное событие. В каталоге представлены имена иконописцев с конца XVII до начала XXI века. Публикация икон и подписей сопровождается материалами об авторах. Разумеется, для такого каталога важно изображение надписи с орфографией автора. Работа начиналась в докомпьютерную эру, многие подписи копировали вручную. Поскольку сохранность и икон, и текстов различна, решено было опубликовать все, что возможно. Каталог включает сведения не только об авторах, но и реставраторах. Часть икон, представленных в каталоге, экспонировалась, некоторые находятся в постоянной экспозиции, но есть и те, которые никогда не экспонировались. В каталоге содержатся сведения о неизвестных и малоизвестных иконах известных мастеров - например, последние работы Виктора Васнецова, Михаила Нестерова. Включена в каталог и икона 1918 года "Пророк Илия", написанная Павлом Кориным - в дальнейшем известным советским художником. Приведены штампы иконописцев и мастерских, представлены поименно иконописные династии.
Заведующий редакционно-издательским отделом Алексей Жервэ отметил, что музей доселе не издавал каталоги с таким огромным объемом материала. Задачей было выигрышно подать экспонаты, но не перегрузить. Если над иконой работали несколько иконописцев, то в статье про одного показан образ целиком, а про другого - фрагмент. Продолжая тему неизвестных работ, Алексей Жервэ рассказал, что в каталог в последний момент вошла неизвестная икона Михаила Нестерова "Покров Богоматери". Вступительную статью иллюстрируют виды городов, в которых работали иконописцы. Произведения была созданы в Москве, Ярославле, Костроме, Твери, Казани, Переславле-Залесском и других городах России. Есть и иконы, написанные в Санкт-Петербурге.
Завершая презентацию, Екатерина Терюкова отметила, что каталог, вполне возможно, еще прирастет томами.