Святитель Феофан Затворник

Лучшее время для слова Божия – утро, житий святых – после обеда, святых отцов – незадолго пред сном.

Конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности» прошла в Москве

Конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности» прошла в Москве
Пленарное заседание научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности» открылось 16 июня в Издательском совете Русской Православной Церкви. 22 июня конференция продолжится в Тамбове заседанием тематических секций. Соорганизаторами форума выступают Издательский совет РПЦ и Тамбовская митрополия.

На пленарном заседании, которое открыл председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент, были зачитаны приветствия митрополита Рязанского и Михайловского Марка и архиепископа Петергофского Амвросия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). В обоих текстах была выражена уверенность, что конференция внесет свой вклад в реализацию одного из самых масштабных проектов Издательского совета РПЦ – издании «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника».

Как отмечается в пресс-релизе, главной темой конференции в этом году является административная и пастырская деятельность святителя Феофана на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Однако в программе московской части форума прозвучали доклады, посвященные различным аспектам служения святителя.

Так, митрополит Климент сделал краткое сообщение о малоизвестном отрезке жизненного пути будущего святителя: в 1854 г. он, будучи иеромонахом, вместе с архиепископом Порфирием (Успенским) был отозван в Россию из Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путь священнослужителей лежал через Италию, где они, не имея на то разрешения Синода, задержались на месяц. По свидетельству о. Порфирия, они не только посетили раннехристианские святыни в Риме, Генуе, Пизе, Флоренции, Турине, но и посещали музеи и библиотеки, знакомились с итальянской культурой, а также получили аудиенцию у Папы Пия IX, под благословение которого подошел иеромонах Феофан. «Это был важный момент в становлении будущего святителя: он хотел понять, чем отличается западное христианство от православия, и писал потом против западных учений, уже понимая разницу. Он не все отвергал, что увидел, но многое не разделял. Он, таким образом, знал Католическую Церковь не понаслышке, а лично познакомился с ней», – сказал митрополит Климент, отметив, что по возвращении в Санкт-Петербург путешествующие монахи не получили взыскания от Синода.

С докладом «Вклад святителя Феофана Затворника в христианскую психотерапию (душепопечение): теория и практика» выступил Николай Лагутов – кандидат богословия, доктор психологических наук, преподаватель Николо-Угрешской Православной духовной семинарии, ректор Национального гуманитарного института социального управления. Он сосредоточился на практических аспектах «целостной системы духовно-ориентированной психологии», созданной свт. Феофаном и нашедшей отражение в его сочинениях и письмах. Так, докладчик проанализировал разработанную святителем схему развития грехов и добродетелей – как те, так и другие проходят в душе человека разные стадии, сообразно возрастам: детский, юношеский, взрослый. Говоря о них, святитель показывает сущность каждого уровня и духовные опасности, которые подстерегают не только тех, кто углубляется в грехе, но и тех, кто сознательно движется по пути добродетели. Он исходит из того, что «истинный христианин должен быть владыкой своих сил в понуждении себя к доброделанию». Н. Лагутов комментировал высказывания Вышенского затворника с помощью терминов современной психологической науки, а также сравнивал некоторые его тезисы с принципами душепопечения, которые сформулировал святитель Игнатий (Брянчанинов).

В докладе Анны Хохловой, доцента кафедры теологии Курского госуниверситета, была продолжена начатая Н. Лагутовым тема – она представила сообщение «Основные этапы духовно-нравственного развития человека в религиозно-педагогической системе святителя Феофана Затворника». Развитие человека – «двунаправленный процесс»: это и взращивание добродетели, и борьба со страстями. «Главный союзник и помощник человека на этом пути – сам Господь. Человек сначала должен овладеть собой, научиться пользоваться своей свободой, а потом предоставить себя Богу», – заключила докладчица.

Далее три доклада были сделаны представителями Рязанской духовной семинарии: «Отношение свт. Феофана Затворника к инославию» (Александр Сорвачев); «Естественнонаучные аналогии свт. Феофана Затворника в духовной жизни» (диакон Александр Бондарев); «Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь и свт. Феофан Затворник (по материалам неопубликованных писем святителя к насельникам обители» (Сергей Холопов). Тема неопубликованного наследия свт. Феофана была продолжена в сообщении Николая Ерундова (Казанская духовная семинария) «Письма свт. Феофана Затворника в архиве П.В. Знаменского: вопросы происхождения и адресата». Богословский доклад представил иеродиакон Петр (Алексеенко) (Брянская митрополия) – «Вселение Бога в дух человека в Миропомазании (по толкованиям свт. Феофана Затворника посланий св. апостола Павла)».

Юлия Зайцева / Благовест-Инфо

Теги: