Ни один писатель во всем мире не оказал такое сильное влияние на читателя, как Федор Достоевский, раскрывший в своих произведениях глубину внутреннего мира человека, его терзания и поиск Бога, считает председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
митрополит Калужский и Боровский Климент.
По его словам, Достоевский изменил представления о литературе и о человеке. "Такого глубокого интереса к внутреннему миру человека, к тому, что происходит в его душе, до Достоевского не было ни у одного автора художественной литературы. И, наверное, ни у кого другого из писателей нет такого сильного влияния на читателя во всей мировой литературе, как влияние Достоевского. Это был от Бога писательский дар", – сказал
РИА Новости митрополит.
Священнослужитель подчеркнул, что для образованного человека не знать ничего о Достоевском, не прочитать ни одного его произведения немыслимо. За 200 лет произведения писателя не потеряли своей актуальности, они волнуют современных читателей не меньше, чем волновали современников Достоевского, поскольку рассказывают "не о сиюминутном, а о том, что для человека в веке позапрошлом и веке нынешнем одинаково важно", отметил он.
"Федор Михайлович сам познавал и показывал читателям глубины внутреннего мира человека, движения его ума, души, сердца, сомнения, терзания, размышления. После созданного им уже нельзя писать поверхностно – это не воспринимается как истинно художественная литература", – считает митрополит.
Он отметил, что убеждения Достоевского, нашедшие художественное воплощение в его зрелых произведениях, выделяются на фоне множества теорий и взглядов его современников о том, как улучшить жизнь, политическое и социальное устройство. Абсолютное большинство идей в то время было сосредоточено на внешнем: поменять внешние реалии – и мир улучшится, жизнь изменится. "Достоевский не в политическом или социальном переустройстве видел возможность изменить мир к лучшему, а в понимании самим человеком ответственности за все сделанное им перед Господом. По его мнению, сам человек должен осознавать и помнить, что у него нет права нарушать нравственные законы, переступать через нравственные нормы, даже если ему кажется, что у него по-настоящему великие цели, и что он все делает ради блага других. Главная его мысль: без изменения самого человека никакие внешние изменения не помогут", – подчеркнул собеседник агентства. Митрополит отметил, что на каторге писатель четыре года читал только Евангелие.