Время Великого поста

Автор: протоиерей Александр Шаргунов Все новинки

Музей Пушкина на Пречистенке открывает выставку "Последняя дуэль"

Музей Пушкина на Пречистенке открывает выставку "Последняя дуэль"
Фото: скриншот с сайта телеканала "Культура"

10 февраля – день памяти Пушкина. К годовщине со дня смерти поэта Музей Пушкина на Пречистенке открывает выставку "Последняя дуэль". В экспозиции – работы художника Дмитрия Белюкина – автора собственной живописной "пушкинианы". Корреспондент телеканала "Культура" Мария Трофимова побывала в его мастерской.

Всего 11 эпизодов того рокового дня с первой минуты – встречи Пушкина с Данзасом у кондитерской Вольфа и Беранже – и до последней. Проследить события поэтапно пытается в своих работах Дмитрий Белюкин. Этим проектом занимается два с половиной года.

"Больше года я придумывал, как это сделать, чтобы избежать упрека в некоторой такой киношности, чтобы это не получилось, как диафильм, одна картинка расшифровывает другую", – отметил народный художник России, академик РАХ Дмитрий Белюкин.

Возможно, несостоявшаяся встреча Александра Пушкина с Натальей Николаевной могла бы изменить события 28 января 1827 года. Но жена поэта просто не увидела встречный экипаж, который, проезжая по замерзшей Неве, направлялся в сторону Черной речки. Биографический факт, о котором мало, кто помнит. А вот эпизод перед началом дуэли. Секунданты протаптывают дорожку. В каждой работе – предельная точность в деталях. Картину последних часов жизни поэта, где дядька Пушкина Никита Козлов вносит писателя в кабинет дома на Мойке, художнику пришлось переписывать: добавлять стол, библиотеку, да и Наталья Гончарова не могла быть в тот момент в кабинете, так как упала в обморок.

"Я звоню Богатыреву – директору музея, он говорит, мол, ты имеешь право выбора, ты художник, но понимаете, уже сомнение было посеяно, и так как у нас в этой серии во главу угла стоит предельная документальная точность, я уже такие вот ошибки допустить не мог. Как вы видите, пришлось полностью перекомпоновать композицию", – заявил Белюкин.

На композиционное решение каждой работы у мастера ушло более полутора лет.

"Когда я нашел конкретное место дуэли, совместив два пейзажа, один – на Валдае, другой – здесь, в Подмосковье, когда я нашел одну из героинь моей картины – раненую, изувеченную березу на картине, где стреляет Пушкин, она, кстати, повторяется и на других картинах и нарисована с разных ракурсов, то есть это тоже моя героиня, вот тогда начало обрастать плотью и кровью и оживать", – отметил Белюкин.

С момента первой работы, посвященной смерти Пушкина, дипломной, прошло 42 года. Эта серия о дуэли, как говорит художник, закольцовывает тему последних дней жизни поэта. Но не закрывает Пушкинскую тему. У Дмитрия Белюкина еще много задуманных и не осуществленных сюжетов. Так к предстоящему юбилею поэта мастер в скором времени приступит к картине, посвященной венчанию Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.