В церковном доме при храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове 10 февраля, в канун даты гибели Александра Пушкина, прошел вечер памяти поэта
Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин рассказал об истории создания Каменноостровского цикла стихов, проанализировал произведения, созданные русским классиком в конце жизни. Стихи, написанные под влиянием великопостных богослужений, молитвы святого Ефрема Сирина свидетельствуют, что в конце сложного жизненного пути поэт стяжал благодатные духовные дарования.
"Александр Сергеевич честен - он не выдумывает, не фантазирует ради красивого слова, а пишет о личных переживаниях, о своем молитвенном общении с Творцом. Этот человек, когда-то искушенный духом неверия и испытанный светской хладностью к вере, наконец-то обрел Бога. И своим познанием делится с нами", - сказал отец Вадим.
Духовное становление гения русской словесности - долгий и трудный путь. Об этом говорила прихожанка храма, филолог Татьяна Гарина. В юности он - дерзкий лицеист, из под его пера выходят и такие строки, о которых он будет жалеть в зрелом возрасте. Когда "холодный ко всему и чуждый к умиленью" поэт оказывается в ссылке, он вдруг начинает менять свои взгляды. Тишина и покой уединенной жизни а Михайловском, величие природы, изучение архивов Снетогорского монастыря - все это оказывает на него сильнейшее влияние. Промыслом Божиим наказание оборачивается пользой: лишившись светской суеты, поэтне потерял, а только приобрел.
Прихожанка храма Марина Смирнова поделилась воспоминаниями, как в детстве вместо колыбельной мама напевно читала ей "Сказку о рыбаке и рыбке". В школьные годы, когда выпадал снег, кто-нибудь обязательно цитировал: "Зима!.. Крестьянин торжествуя…" или "Мороз и солнце…" А если лето не радовало, то утешались словами "Но наше северное лето, карикатура южных зим" - и как-то переставали роптать на погоду. В пушкинских сказках многие впервые услышали слово "Бог". Советский человек из них мог узнать, что в путь надо отправляться, "помолясь усердно Богу". В душе сеялись добрые семена, которые взошли через много лет.
Песнопения на стихи поэта исполнили профессиональные певчие и любительский хор храма. А ученица воскресной школы Варя Волочковская, чтобы войти в образ, надела русский сарафан и, как настоящая актриса, прочитала "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Слушатели не могли не радоваться, наслаждаясь выступлением юного дарования.
Прихожанка храма, художница Наталия Шталь вынесла на суд слушающих историю, написанную от имени… паперти церкви. Точнее, единственной верхней ступени, уцелевшей с времен, когда поэт приходил в храм крестить своих детей.
Пушкинские строки в исполнении священника Константина Слепинина стали проповедью художественными средствами - без дидактики. Сцена дуэли Онегина и Ленского из романа "Евгений Онегин" обнаженно, без прикрас, показывает убийственное безумие, охватывающее вчерашних друзей, не примирившихся ради "ложного стыда" пред светом. Всегда актуальна и поэма-предупреждение "Пир во время чумы" - о пагубном земном мировоззрении, которое выразил еще апостол Павел: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор. 15:32).
О последних днях жизни поэта рассказала Лидия Майорова. Итог его пути подвели слова священника, приглашенного исповедовать и причастить умирающего: "Вы можете мне не поверить, но я скажу, что самому себе желаю такого конца, какой он имел".
На Каменном острове Александр Пушкин снимал дачу в 1834-1836 годах (она не сохранилась), и в храме Рождества Иоанна Предтечи были крещены трое его детей. По преданию, в день дуэли поэт посетил этот храм. Он умер после смертельного ранения 29 января/11 февраля, в день памяти святого Игнатия Богоносца.
Санкт-Петербургская митрополия