«Вот посмотрите: душа — это и будет сюжет» — уверял когда-то Василий Макарович Шукшин. В этом с ним, кажется, согласен писатель Борис Споров, пытающийся в своих художественных произведениях исследовать глубины человеческой души и умеющий поразительно ярко высветить их даже не прибегая к сложной фабуле и особым литературным приёмам. Простота и искренность текстов Бориса Спорова производит на читателей, пожалуй, куда большее впечатление, чем любой лихо закрученный сюжет, именно потому, что в них чувствуется душа писателя, а не просто мастерство сочинителя. Это с уверенностью можно сказать и о его повести в рассказах под названием «Дети войны».
Как уверяет нас автор, сюжет ему подбросила сама жизнь: лежал в больнице, соседом по палате оказался священник, некий отец Сергий, чьё детство пришлось на тяжёлые годы Великой Отечественной. Из долгих доверительных бесед между ним и писателем якобы и родилась эта книга. Повествование в ней ведётся от лица мальчика Серёжи; однако если полюбопытствовать и почитать интервью Бориса Спорова, в которых он рассказывает множество автобиографических фактов, становится очевидно, что с рассказами своего героя писатель тесно переплёл события из собственного детства.
Книга от этого, конечно, совсем не теряет, а напротив, лишь выигрывает. Ведь почувствовать человека за строчками текста — почти всегда значит невольно примерить на себя его обстоятельства и, как следствие — сделать важные выводы. Как, например, маленький герой книги Бориса Спорова «Дети войны» открыл, что даже если у тебя нет своих игрушек, украсть одну из них у соседского мальчика — оказывается, совсем не выход из положения. Наоборот, становится только хуже: желанная вещь почему-то не приносит радости, а на душе словно кошки скребут…
С замиранием в сердце переживаешь вместе с Серёжей первую, совсем ещё неосознанную встречу с Богом — у многих, родившихся в советской стране и гораздо позже войны, она наверняка происходила схожим образом. У соседки мальчик увидел висящие на стене иконы — непонятные для него, тёмные от старости изображения — и вдруг ощутил безотчётный трепет, почувствовав: с них на него кто-то внимательно смотрит!
Утро 22 июня, включенные на полную громкость репродукторы, из которых доносится страшное слово «война»… Мужчины, уходящие на фронт, всеобщий голод, когда непонятно, кто больше хочет есть — ты сам или случайно найденная тобой в закутке двора чья-то тощая курица. Рассказ «Рябушка» необыкновенно трогательный, показывающий, что даже в такое суровое время в споре души и голодного желудка далеко не всегда последний одерживал верх.
С одной стороны, произведение — это хроника жизни человека, для которого синонимом детства навсегда останется слово «война». А с другой — это открытая книга человеческой души, в которой, несмотря ни на что, очень много светлых страниц. «Надо было пережить эти мучительные годы, чтобы, в конце концов, понять — как жить», — пишет Борис Споров. Возможно, его повесть «Дети войны» подскажет это и нам.
Радио «Вера»