Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

"Никея" представила новую книгу о христианской психологии

"Никея" представила новую книгу о христианской психологии

Издательство «Никея» представило 13 октября новую книгу, посвященную вопросам христианской психологии, взаимоотношениям религии и психологической науки. «Никея» по праву считается лидером по изданию книг по этой проблематике, сообщает портал "Благовест-Инфо".

На этот раз на суд читателей было вынесено не научно-популярное издание, а роман. «Терапия оглашенных» принадлежит перу молодого литератора и практикующего психолога Зои Усковой, книга вышла в новой издательской серии «Молодое вино». К презентации, которая состоялась в новом культурно-просветительском пространстве «Никеи» на Маросейке, была приурочена дискуссия «Христианская психология сегодня: границы и контексты», в которой приняла участие известный психолог, преподаватель МГУ и РПУ, автор бестселлера «Испытание детством» Наталия Инина.

Судя по первым откликам читателей, их в первую очередь заинтриговывает название романа. Автор пояснила, что ей не пришлось долго ломать над ним голову – название возникло само. По ее словам, книга с подзаголовком «Хроники молодого психолога» – не только о работе психолога, но о работе приходского консультанта. И термин из обихода древней церкви – «оглашенные» (те, кто готовится к принятию крещения) стал здесь метафорой: хотя большинство героев книги крещены, они оказываются как бы в начале пути, в предвкушении встречи и знакомства – с психологией (автор знакомит с работой психолога изнутри) и с христианством (автор надеется, что через эту книгу читатели захотят узнать больше о повседневной жизни церкви). «Оглашенные приглашаются встретиться с новым для них способом жить, и дальше они решают, хочется ли им продолжить эти новые отношения и, если хочется, то в каком качестве. Так и моей задачей было наметить пространство для встречи и пригласить всех желающих», – прокомментировала Ускова выбор названия на своей странице в Facebook.

По словам молодого специалиста, ей хотелось поучаствовать в разговоре об отношениях психологии и религии, но она не скрывает, что ей «не хватает зрелости, чтобы рассуждать об этой теме, не скатываясь в споры и резонерство». Она не ставила своей задачей сказать, «как правильно» относиться к этой дискуссионной теме, а выбор повествовательного языка позволил показать через героев, какие разные точки зрения на это счет существуют, где и как они соприкасаются. «Я думаю, что это важная точка соприкосновения психологии и христианства. Это может звучать парадоксально, но ведь не цель христианства – научить нас, как правильно, как соблюдать запреты, посты и проч. Цель христианская – это любовь и внимание к человеку и к Богу. А любовь в современном обществе возникает из многоголосья, из диалога, не из «правильно» <...> В этом смысле психология как инструмент, как сфера жизни так отлично подходит к христианству!»

Наталия Инина назвала новое издание «очень своевременной книгой», которая «очень взбодрила» тему христианской психологии, стала «качественным поводом» для того, чтобы поговорить о христианской психологии и ее перспективах, ее восприятии в обществе и в церкви. Молодая пылкая героиня книги мучается над вопросами: есть ли христианская психология? В чем ее особенности? И может ли вообще психология быть христианской? Представив краткий экскурс в историю христианской психологии, которая в России отсчитывается от прп. Феофана Затворника, а возродившись в постсоветской России, прошла уже 30-летний путь, Инина отметила, что христианская психология сейчас «востребована и очевидна», что она «занимает свое место» в профессиональном сообществе и всё в большей мере – в церковном контексте, в том числе – в системе духовного образования.

Обсуждая психологические подходы и методы, которые могут применяться в христианской психологии, участницы дискуссии не противоречили друг другу. Ускова считает, что во всех психологических школах можно обнаружить «что-то важное о человеке», и в этом смысле можно их использовать. Инина подтвердила: «Все, что относится к человеку бережно, все нам подходит». По ее словам, те классики психологической науки, которых в обыденном сознании принято противопоставлять христианству, – например, Юнг, Фрейд – тоже могут быть учителями для христианского психолога, который хочет иметь фундаментальную подготовку. Но он не останавливается на антропоцентричных школах, помня о том, что «христианская психология теоцентрична, она рассматривает человека перед лицом Бога; это купол психологии, развернутый в метафизическую реальность: она берет лучшее в психологии <…> и разворачивает это в духовном измерении, никоим образом не посягая на смешение духовного и душевного».  

Инина подчеркнула, что христианский психолог – это не просто психолог, который верует в Бога, а тот, кто обучается именно по этой специальности, у которой есть своя разработанная методология и методы (пока таких дипломированных специалистов готовят только на факультете психологии Российского православного университета). Его задача – помочь клиенту «вернуться к себе», «добраться до своей глубины», для чего необходимо сначала «разобрать психологические камни на этом пути». Только увидев самого себя во всей подлинности, человек может устремиться к встрече с Богом. «В результате психологической работы его религиозность становится более зрелой, он все дальше от инфантильной позиции в отношениях с Богом – от "магических" практик, от желания бесконечно просить, ему все больше хочется благодарить». Не раз Инина видела подобные результаты, в том числе – в терапевтической работе с облеченными саном и с монашествующими, у которых, разумеется, тоже есть свои «психологические камни», и уверяет, что «это очень красиво».

Участницам презентации задавали множество вопросов. В частности, заинтересованные слушатели спрашивали о том, как христианские психологи работают с категорией греха. Автор книги отметила, что с каждым клиентом она заново ставит перед собой этот вопрос и вместе с ним ищет ответ. На этом пути ей важно понимание того, что одного знания о грехе явно недостаточно, что «грех всегда завязан со страданием» и что «человек всегда больше своего греха». Поэтому в личной позиции психолога вопрос об осуждении вообще не стоит, каким бы ни был грех.

«Христианский психолог обречен на саморазвитие, на собственную рефлексию. Если я вижу бревно в своем глазу – тут уж не до осуждения», – подтвердила Инина. В разговоре о грехе очень важно помочь клиенту отыскать корни своего страха, восприятия Бога как «строгого надсмотрщика», готового карать за каждый промах. Грамотная терапия дает возможность обнаружить совсем иной образ Бога – любящего Отца и его «Божественную нежность», а это, в свою очередь, позволяет человеку иначе посмотреть на свой грех, не отождествлять его с собой, но понять его причины, увидеть его как «свою тень, которая должна знать свое место».

«Духовные мудрецы ХХ века» (так называет Инина митрополита Сурожского Антония, протопресвитера Александра Шмемана, протоиерея Александра Меня) предупреждали об опасности такой психологии, которая ставит своей задачей исключительно достижение психологического комфорта клиента – это тормозит их духовное развитие. Христианская психология не такова: по словам Ининой, она должна «помочь – и отступить, и не цеплять человека самодетерминацией, самоактуализацией, самореализацией, бесконечными "само-". Да, это важно на каком-то этапе, но это не может быть задачей личностного роста христианина».

Разнообразие вопросов, которые задавали участницам дискуссии, свидетельствует о том, что обсуждение проблем христианской психологии в разных форматах должно быть продолжено. И новое культурно-образовательное пространство издательства «Никея», где на стеллажах можно обнаружить множество книг по этой проблематике, дает для этого все возможности.

Фото и текст - Юлия Зайцева

Книгу «Терапия оглашенных» можно купить по адресу ул. Маросейка, д.5/7, а также на сайте издательства «Никея» или на Лабиринте