Основатель Гильдии книжников Борис Есенькин предложил устраивать детские экскурсии по книжным магазинам

Основатель Гильдии книжников Борис Есенькин предложил устраивать детские экскурсии по книжным магазинам
Фото: Сергей Ломов

В качестве "дуэлянтов", представляющих старших и младших, встретились основатель Гильдии книжников, один из известных представителей российской книжной индустрии Борис Есенькин и главный редактор издательства "Альпина.Проза" Татьяна Соловьева.

Как считают организаторы встречи в книжном магазине "Библио-Глобус", книга - это настоящий мост между поколениями. Именно она хранит в себе все накопленные человечеством знания. Через их передачу и осуществляется связь поколений, продолжается жизнь, развивается мир. Наверное, этим объясняется и тот факт, что в книжных магазинах наравне с обилием популярной, современной литературы остаются и пользуются спросом проверенные десятилетиями и столетиями книги, которые читали наши родители, бабушки и дедушки, а, возможно, и прабабушки, прадедушки.

По словам Есенькина, книга - это возможность выбора судьбы и предназначения. Его собственная жизнь стопроцентно подтверждает этот почти афоризм. Спокойно трудился на заводе и вдруг все перевернулось на голову. Общества книголюбов были тогда на всех предприятиях, и вот вызвали Бориса в заводскую парторганизации и предложили возглавить "народный книжный магазин" на заводе, то есть раз в неделю получать дефицитные книги и распространять среди своих. И карьера пошла совсем в другом направлении.

На вопрос, как выживает книга в эпоху глобальной цифровизации, отвечает кивком в сторону шикарных витрин "Библио-Глобуса". Но все же с печалью замечает, что цифровизация поглощает все вокруг, съедает мозги и время.

К разговору подключается Татьяна Соловьева: у нее огромный опыт как редактора, преподавателя, мамы подростков. Татьяна не согласна с мнением, что цифровая книга убьет настоящую, у которой так вкусно пахнут страницы и читать которую так приятно под уютным светом настольной лампы. Писатели как писали хорошие тексты, так и будут их писать. Главная сегодняшняя проблема - это дефицит досуга, времени, которое современный читатель может потратить на чтение настоящей литературы. "Человеческий мозг может переработать только определенное количество знаков в день. И зря мы надеемся, что, просидев в сети пять часов, будем в состоянии потом часок почитать Толстого", - заявляет редактор.

- Чтобы научиться внимательно и с пользой читать, нужно больше писать, лучше от руки, вести дневники, фиксировать в них свои впечатления от общения с близкими. Жалко, что сейчас это мало кто делает, - высказывается представитель старшего поколения, и "дуэлянты" переходят к теме: "Почему дети не читают".

- Книга требует внутренней работы. Ребенку не нужно ничего "подсовывать". Родители должны сформировать его потребность читать, много разговаривать с ним, обсуждать прочитанное вместе. Это сделать непросто. Проще сунуть малышу планшет, и он даст вам возможность заняться собой. Но такой ребенок не будет читать, - поддерживает оппонента Татьяна Соловьева.

Вместе вспоминают несколько откровенно плохих детских книг, на которые можно "нарваться" в современном книжном магазине. Соглашаются, что он перестал быть абсолютно безопасным местом, и моду на книги не всегда формируют люди с хорошим литературным вкусом. "Навигация по книгам - это система личной репутации издателей", - подытоживает Татьяна Соловьева. А Борис Есенькин предлагает устраивать для детей экскурсии по книжным магазинам в сопровождении специалистов со вкусом.

Елена Новоселова/РГ