23 сентября 2021 года в исторических Хлебодарных палатах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы состоялась презентация первого номера православного научного журнала «Ортодоксия», учрежденного Русской экспертной школой, сообщает сайт Патриархии.
Открыл презентацию главный редактор журнала «Ортодоксия», заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова доктор политических наук А.В. Щипков.
«Слово Божие охватывает все сферы жизни без исключения. Поэтому в задачи Церкви входит необходимость высказываться по поводу широкого спектра проблем, в том числе социальных и политических. Но решение этих проблем Церковь ищет не в рамках земных и утилитарных представлений о благе, не в рамках секулярных кодексов, "стандартов" и предписаний, но в той единственной, неотмирной перспективе, в которой Церковь пребывает, подобно тому, как пребывает в ней само Царство Божие», — отметил А.В. Щипков. Он подчеркнул уникальность «Ортодоксии» как первого церковного академического издания, представляющего традиционалистский взгляд на рассматриваемые процессы, отметив, что для первого номера была выбрана тема «Богословие и выборы».
Затем к участникам презентации обратился заместитель главного редактора журнала «Ортодоксия», доцент кафедры международной журналистики МГИМО МИД России В.А. Щипков — директор Русской экспертной школы, учредившей научный журнал «Ортодоксия».
В.А. Щипков представил гостям презентации содержание номера и кратко изложил ключевые тезисы публикаций. Статья Е. Белжеларского «Дискурс свободы и современный греко-протестантизм» посвящена анализу либертианского «дискурса свободы», лежащего в основе светского и церковного либерализма.
Эта тема находит продолжение в статье историка Е. Иванова «Константинопольский Патриархат и Православие в политике США: от Рузвельта до Байдена», которая посвящена втягиванию православной тематики в политические стратегии США, происходящему на фоне сближения представителей Константинопольского Патриархата и американских политических элит.
В.А. Щипков отметил, что ряд статей нового журнала продолжили рецепцию актуальных политических событий с точки зрения православного богословского дискурса. Так анализ политических событий 2020 года в Белоруссии предложен российско-белорусским историком А. Гронским в статье «Реакция Белорусского экзархата и Римско-католической церкви на послевыборные протесты в Белоруссии в августе 2020 года». На фоне взвешенной позиции Белорусского экзархата автор приходит к выводу о политизированной позиции представителей Римско-католической церкви в республике. В свою очередь культуролог из Луганска Н. Ищенко в статье «Роль политических и выборных технологий в продолжении церковного и цивилизационного раскола на Украине» проанализировала, как специфический модернистский взгляд на экклезиологию (т.н. евхаристическая экклезиология) используется для влияния на изменение идентичности части украинского общества в сторону евроатлантизма вместо исходного исторического русизма и европеизма. Объектом исследования в статье политтехнолога и философа О. Матвейчева стало участие тоталитарных сект в политических процессах и встречная тенденция — стремление некоторых действующих политических фигур опереться на инфраструктуру и ресурсы отдельных сект для карьерного продвижения.
В статье историка Ф. Гайды «Вокруг думских выборов 1912 года: государство, оппозиция, духовенство» показывается, как правительство пыталось использовать конфликт между церковной иерархией и либеральным большинством III Думы и как впоследствии развернувшаяся информационная и политическая кампания привела к общественной изоляции духовенства и политическому расколу в его среде. Церковный историк игумен Виталий (Уткин) продолжает эту тему в статье «Политические идеи и политическая борьба дореволюционного русского духовенства (на примере Рязанской епархии)», где анализирует влияние либеральных политических идей на духовное сословие на рубеже XIX-XX веков, формирование концепций церковной «демократии», приведших к серии т.н. епархиальных революций начала 1917 года, что ослабляло Церковь накануне приближавшихся гонений.
Анализ официальных церковных подходов к определению допустимых пределов участия духовенства в общественно-политической жизни предложен в статье специалиста по каноническому праву монахини Елены (Гарановой) «Участие духовенства в выборах, политических партиях и органах власти с точки зрения светского и церковного законодательства».
В презентации приняли участие А.В. Громова, С.А. Гаврилов, К.В. Малофеев, Е.В. Панина, В.Я. Шатохин, Л.П. Решетников, О.А. Матвейчев, духовенство Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, профессура московских вузов, журналисты. Выступления главного редактора и экспертов вызвали оживленную дискуссию, в ходе которой получили возможность выступить авторы публикаций и все желающие.