Книга "Санкт-Петербург: дневник путешествия в столицу России и обратно через Фландрию, Рейнские провинции, Пруссию, Польшу, Силезию, Саксонию, федеративные государства Германии и Францию" представлена 30 сентября в филиале Музея истории Санкт-Петербурга - Особняке Румянцева. Автор - английский врач Аугусто Боцци Гранвилл, описавший свое путешествие в Россию и Санкт-Петербург во времена правления императора Николая I, сообщает сайт
СПб митрополии.
Мемуары, содержащие множество интересных подробностей о повседневной жизни российской столицы, императорской семье, культуре России того времени, впервые переведены на русский язык и вышло с свет в 2022 году в издательстве "Академия исследования культуры" тиражом 300 экземпляров. Книга имеет предисловие, научные комментарии, иллюстрации и является историческим первоисточником.
В презентации приняли участие директор Особняка Румянцева Татьяна Шмакова и переводчики книги - врач-невролог Георгий Лапис и профессор
СПбДА Алексей Егоров. Интересно, что встреча прошла во дворце, некогда принадлежавшем потомкам императора Николая I - герцогам Лейхтенбергским.
Георгий Лапис посвятил свое выступление в основном медицинским аспектам сочинения Гранвилла.
Алексей Егоров, прочитав книгу в оригинале, уверился в том, что ее необходимо сделать известной русскому читателю. По сравнению с широко известным сочинением Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 году" книга Гранвилла более интересная и непредвзятая. Если сочинение де Кюстина - это чистая публицистика, то этот труд тяготеет к научной монографии. Переводить его было непросто: автор пишет обо всем детально, основательно, и приходилось все время переключаться с темы на тему.
Главное достоинство книги - в ней нет русофобии, это объективное исследование, написанное с большой симпатией. Автор осознает, что Россия недавно пережила наполеновское нашествие, и с этим связаны многие недостатки российской жизни. В отличие от европейских держав, кроме, пожалуй, Испании, Наполеон не нашел здесь ни одного сторонника. Автор подчеркивает, что Россия - держава, равная европейским, но это не Европа. Россия успешно осваивает западный опыт, а в чем-то ее опыт полезен Западу - так, он считает, что в развитии некоторых наук русские обогнали остальные народы.
Автор развенчивает несколько бытовавших мифов о России - например, о тотальной полицейской слежке. Он утверждает, что писал и говорил, что хотел, никто его не притеснял и не ограничивал. Также он опроверг миф о милитаризме русских.
Говоря о религиозной жизни, путешественник отметил, что хотя в России господствует православие, в ней никого не притесняют по конфессиональному признаку. Упомянул он и об инославных храмах на Невском проспекте, и о безоговорочном патриотизме русских.
Научный редактор книги профессор Института истории СПбГУ Давид Раскин не мог присутствовать на презентации по состоянию здоровья, но прислал текст, который был зачитан. Он также отмечает объективность и доброжелательность автора, подчеркивает, что в книге есть небольшие неточности, но нет "клюквы".
Аугусто Боцци Гранвилл (1783-1872) родился в Милане, изучал медицину в Италии. Работал врачом в Греции, Турции, Испании и Португалии, затем вступил в британские Военно-морские силы и отбыл в Западную Индию, где выучил английский язык и женился на англичанке. Позже Гранвилл переехал в Лондон, где продолжил медицинскую практику и писал книги. Гранвилл посетил Санкт-Петербург в октябре-декабре 1827 года в качестве личного гостя графа Семена Воронцова (в 1784-1806 годах - посол России в Великобритании). Книга была задумана автором как источник полноценной информации о столице России для путешественников-англичан. В ней приведены подробные фактические сведения о самых разных сторонах жизни Санкт-Петербурга и России в целом. Гранвилл был принят императором Николаем I, встречался с вдовствующей императрицей Марией Феодоровной, архитектором Карлом Росси, автором портретов в Галерее 1812 года в Зимнем дворце Джоржем Доу, президентом Императорской академии наук Сергеем Уваровым. Дневник Гранвилла был опубликован в Лондоне в первой трети XIX века. Издание долгие годы находилось в спецхране Публичной (ныне Российской национальной) библиотеки. В годы перестройки поступило в общедоступный каталог раздела "Россика", где его обнаружил Георгий Лапис, инициатор публикации дневника на русском языке.