9 ноября 2023 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся
круглый стол, посвящённый 280-летию великого русского поэта Гаврилы Романовича Державина.
Мероприятие возглавил Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, поставивший перед его участниками два вопроса - воспринимается ли сегодня поэтика Гаврила Романовича Державина чем-то устаревшим, или она направлена в будущее, содержит послание глубоко верующего человека всем следующим поколениям русских людей, и чем именно кажется она сегодня пронизанной православной традицией.
"В советских учебниках о Державине было сказано чрезвычайно мало. Мы только сегодня можем почувствовать, как велика его личность, как значимы такие стихотворения, как ода "Бог" и многие другие духовные произведения", - пригласил собравшихся к обсуждению митрополит Климент.
На оба поставленных им вопроса приглашённые на круглый стол писатели и филологи постарались ответить, опираясь на лучшие впечатления от прочтения и изучения поэтического наследия классика.
Поэт, прозаик, профессор Литературного института им. А.М. Горького, лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева подчеркнула принципиальную разницу в осознании долга поэта в екатерининской России и сегодня.
"Сегодня считается совершенной нормой то, что поэт якобы должен обязательно быть в оппозиции к власти, служить лишь себе, но ни в коем случае не государству. Попробуйте представить себе человека, пишущего оду! - его сразу же засмеют, заклюют, сочтут низким льстецом, несмотря на то, что чувство его может быть совершенно искренним. Более чем два века назад для поэта, как и для государственного деятеля считалось абсолютно нормальным служить своей стране, служить России, чем Державин и занимался, не испытывая по этому поводу никаких сомнений и угрызений совести. Служить России, царю, Отечеству было для него совершенно естественным и во время пугачевского восстания. Фактически он оказался в то время соратником великого Суворова, и с тех пор они дружили, обмениваясь поэтическими посланиями. Неуживчивость же Державина на государственной службе, его конфликтность, частые отставки связаны, на мой взгляд, с тем, что он часто носил в себе более высокий идеал монархии, и неукоснительно ему следовал", - считает О. Николаева.
Писатель, лауреат Патриаршей литературной премии Константин Ковалев-Случевский, изучавший архив Державина, опубликованный далеко не полностью, рассказал об огромной подспудной и внутренней работе, в которую молодой человек без достаточных средств к существованию, из бедной семьи, учившийся в гимназии крайне мало, но великолепно рисовавший и тем обративший на себя внимание великого Шувалова, был погружен от самых ранних лет. Непрестанные поездки и крайнее тщание сделали его поэтический слог таким, каким сегодня его наблюдают миллионы читателей, открывающих его для себя заново, резюмировал К. Ковалев-Случевский.
С обзором "державинских" работ профессора Литературного института Юрия Минералова (1948-2012) выступил так же профессор Литературного института и коллега Юрия Ивановича Сергей Васильев. По его словам, исследователи, видящие в поэтике Гаврилы Романовича "след" европейского Просвещения и обвиняющие его в "не слишком православных" основах веры, ошибаются в том, что в бурные десятилетия богословских споров и сами иерархи Церкви изъяснялись порой на языке науки, и споря порой с ним, и соглашаясь. Именно поэтому нет ничего странного в оде "Бог", содержащей строку о человеке, венчающем собой "цепь существ" как термин, характеризующий периодизацию земной фауны. Многочисленные тропы и фигуры, употребляемые в поэтическом языке Г.Р. Державина, впервые замеченные в работах Ю.И. Минералова, ждут своих новых исследователей и периодизаторов.
Филолог, преподаватель литературы Николай Лобастов сделал акцент на православной нравственности и державинских стихов, и самого абриса его личной судьбы.
"Помня многочисленные обиды, он положил себе не мстить никому из обидчиков. Принципом его жизни стало не бичевание порока, а воспевание добродетели, которую он полагал знаком присутствия Божьего на земле. В своих умозаключениях он явился и краеугольным камнем всей последовавшей за ним русской словесности, и опорой для христианской философии Ф. М. Достоевского", - резюмировал свое выступление Н. Лобастов.
"Оду "Бог" Державин "прокричал" на несколько столетий вперёд. Пушкин воспринял не только благословение Державина, но и его накал чувств, священный трепет перед Вечностью, неиссякаемую любовь к бытию и восхищение им", - полагает поэт, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России Вадим Терёхин.
Также на круглом столе было зачитано эссе о Державине поэта и прозаика Елены Крюковой (Нижний Новгород), в котором она связала воедино биографические и стилистические черты поэтики Г.Р. Державина.
Сотрудник Издательского Совета, доцент Литературного института им. А.М. Горького Сергей Арутюнов обратил внимание на "катехизис" Державина - стихотворение "Христос", по поводу которого поэт состоял в переписке с митрополитом Филаретом Московским и трогательно изъяснялся с работниками цензуры по поводу тех или иных строф, изменяя их в сторону большей ясности и канонического согласия с православным богословием.
Итоги заседания подвёл митрополит Климент.
"Сегодня поэт во власти, в отличие от времён Державина, фигура почти невозможная, но хотелось бы надеяться, что со временем такие фигуры будут появляться, потому что Россия - это не только государственное управление, финансы и экономика, но и Православие, и вся русская культура в целом, и человек идеала, глубоко верующий, в органах управления не столько возможен и уместен, сколько необходим", - заключил Председатель Издательского Совета, пожелав участникам обсуждения помощи Божьей.