Главы о духовной жизни. Первая сотница

Автор: архимандрит Софроний (Сахаров) Все новинки

Протоирей Николай Чернышев провел двойную книжную презентацию

Протоирей Николай Чернышев провел двойную книжную презентацию
Фото: Юлия Зайцева

Двойная презентация состоялась 17 октября в Культурном центре «Покровские ворота»: протоиерей Николай Чернышев представил второе издание своей книги «Образы и Образ» и «Книгу деревьев №1» своей покойной ученицы – художника Евгении Колесниковой, чья выставка сейчас проходит в «Покровских воротах», сообщает "Благовест-Инфо".

Протоирей Николай Чернышев - известный иконописец и теоретик церковного искусства, педагог, клирик московского храма святителя Николая в Кленниках. Его становление как иконописца произошло в 90-е годы прошлого столетия. Как рассказала редактор Нина Лазарева, первую часть своей книги «Образы и Образ» о. Николай посвятил воспоминаниям о дорогих ему людях: наставниках в духовной жизни и в художественном мастерстве, современниках и единомышленниках, таких как митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Куликов, И.В. Ватагина, А.И. Солженицын. Вторая часть книги – это размышления о судьбах русской иконы в XX веке, вопросы богословия образа. Как отмечается в книжной аннотации, автор «осмысливает феномен иконы и канон, пытается найти пределы, отделяющие иконный образ от портрета и религиозной живописи, делится своим опытом иконописания, рассказывает о творческом методе выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора)». В книге впервые собраны работы протоиерея Николая Чернышева – иконы и графика.

Сотрудник КЦ «Покровские ворота» Джованна Парравичини рассказала о том, что итальянский фонд «Христианская Россия» давно знаком с о. Николаем, который стал одним из преподавателей иконописной школы в Сериате. Она считает книгу о. Николая очень важной, поскольку через рассказ о судьбах и творчестве известных художников и мыслителей издание дает представление об истории возрождения иконописи в России и о значении «Маросейской общины» в этом процессе. Вторая часть книги особенно ценна тем, что в ней исследуются разные аспекты истории, литературы, богословия, иконописного канона и «духовной свободы, которая превращает канон и в полное послушание, и в настоящее творчество», считает Дж. Парравичини. «Это не просто книга по истории искусства, но живой опыт иконописца и церковного человека», – сказала она.

О. Николай рассказал, что во второе издание книги вошли некоторые добавления: более подробным стал рассказ о почитаемом автором учителе – прот. Александре Куликове, а также появились статьи о необходимости развития богословия образа. Автор отметил, что идея такого развития далеко не очевидна в среде иконописцев и богословов, которые считают, что святые отцы исчерпывающе осветили тему богословия образа. Однако он с этим не согласен: «Жизнь показала, что появились новые неслыханные вызовы и вопросы, на которые надо отвечать. Накапливаются новые размышления, отражающие разные направления богословия образа. Это все частные мнения, этот опыт надо со временем обобщить, сделав его своеобразной «конституцией»…, восходя к общецерковным установлениям».

Но большую часть времени на вечере о. Николай посвятил не своей книге, а творчеству Евгении Колесниковой (1987–2021) – разноплановой художницы, дизайнера, иконописца, педагога. Священник отметил, что не прошло и года со дня ее кончины, а уже удалось организовать три выставки ее работ и издать «Книгу деревьев №1». Как рассказала мама художницы, это бережное полиграфическое воспроизведение блокнота, с которым Евгения, уже будучи очень больной, выходила на скамейку перед домом и рисовала с натуры обычные деревья. Но, как отмечали многие выступавшие, эти простые на первый взгляд рисунки передают особое настроение, разные чувства, оказывают сильное воздействие на смотрящего. Так, известный мозаичист Александр Корноухов, который знал художницу, был одним из ее учителей, сказал: «Женя делает деревья не объектами, а явлениями… [Такое ] дерево нас превозмогает в своем молчании и стойкости». А мама художницы поделилась своим восприятием: «Деревья стали для Жени врачами, союзниками в борьбе с болезнью».

О. Николай рассказал, что давно знал Евгению Колесникову, которая училась и потом преподавала в иконописной школе при Никольском храме. «Мы прекрасно друг ко другу относились, но иногда спорили до слез, причем с обеих сторон. Ей очень важна была правда, важно было доказать слова через образ… Правда, постоянное восхождение к честности – это о Жене», – сказал священник, подчеркнув, что за «кажущейся недосказанностью» ее икон виделось «огромное мастерство и огромная свобода». Он считает, что Колесникова продолжает плеяду «прекрасных художников, которых Господь посылает в наш храм еще со времени отца Алексия Мечева». «Продолжается явление все новых и новых художников в нашем храме», – заключил он.

Юлия Зайцева