Экспертным советом Союза писателей России составлен список литературы, рекомендуемой для чтения школьникам
За основу взята официально принятая школьная программа с доработкой научных сотрудников ИМЛИ РАН, преподавателей ПСТГУ и ВГИКа, писателей и литературных критиков, которые знают по опыту, с каким мировоззренческим багажом юное поколение может полноценно овладевать выбранной профессией, творчески созидать, защищать интересы своего Отечества.
Данный список представляет собой полный объём чтения в младшей, средней и старшей школе. После имени автора идёт список произведений, среди которых есть помеченные звёздочкой – эти произведения, которые, по мнению педагогов, должны быть прочитаны обязательно.
К сожалению, не все из них входят в современную школьную программу по литературе, поэтому была поставлена задача – восстановить то, на чём базировалось гуманитарное образование с 60-х XIX – до 90-х гг. XX вв.
На сегодняшний день преподаватели, учителя, родители и даже сами старшеклассники признают то, что система ЕГЭ и реформирование образования последней четверти века разрушили элементарные нормы в данном случае литературного образования.
Этим списком мы пытаемся восстановить целостное представление об отечественной литературе, формирующей национальное самосознание, а также о зарубежной литературе, созидающей человеческое в человеке. Засилье массовой культуры в электронных медиа за последние десятилетия ослабило российское общество интеллектуально и нравственно. Сегодня нам необходима перекличка поколений и готовность принять ответственность за великое культурное и духовное наследие.
В списке предложены для чтения произведения идеологически противоположные. К примеру, «Поднятая целина» М. Шолохова и «Живой» Б. Можаева, стихотворения В. Маяковского и Н. Туроверова. А такие произведения, как «Путешествие…» А. Радищева для представления цельной картины данного исторического периода педагоги предлагают изучать параллельно с «Путешествием…» А. Пушкина.
Разработчиками списка искалась позиция – и не за «белых», и не за «красных». А за бережное осмысление русской истории и судьбы «народа российского» (Ломоносов).
За то, чтобы дети России, вступая во взрослую жизнь, могли повторить вслед за А.С. Пушкиным: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражает, как человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал…»
Составители данного списка подразумевали, что к школьному чтению ребёнок должен быть подготовлен в детском возрасте до 7 лет. Книги, рекомендуемые для чтения ребёнку с трёхлетнего возраста: «Песенки-потешки» («Уж я косу заплету», «Лиса по лесу ходила», «Наша Маша маленька», «Радуга-дуга», «Травка-муравка со сна поднялась» и др.), (к примеру, «Песенки», издательство «Малыш», М., 1982), русские народные сказки в изложении А.Н. Толстого; русские народные сказки с иллюстрациями (издания до 1990 г.): «Репка», «Коза-дереза», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Теремок», «Хаврошечка», «Собака и волк»; «Старик-годовик» (сказки, загадки, пословицы, игры) в изложении В.И. Даля; «Целыми днями» (В. Лунин); «Почему у пирога зарумянились бока» (В. Степанов); «Красная горка» (В. Бианки); «Как я спас Магеллана» (С. Сахарнов); «Три медведя» (Л.Н. Толстой); А.Н. Майков: стихотворения «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Ласточка примчалась»; Ф.И. Тютчев: стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды»; «Голубой зверёк» (В. Бианки); «Берестяной туесок» (А. Гостомыслов); «Лучше дела не найти» (А. Шибаев); «Жил на свете слонёнок» (Г. Цыферов); «На лугу – сенокос» (Е. Носов); «Лягушка – путешественница» (В. Гаршин); «Чем кролик на зайца не похож» (И. Акимушкин); пословицы, поговорки, считалки, загадки…
(Сказки, переложенные современным языком, к сожалению, не подходят для чтения ребёнку, т.к. в них утрачена подлинно народная речь и дух самого произведения).
Многие книги из списка для детей младшего школьного возраста вполне могут быть прочитаны детям 5 – 7 лет. Также и многие произведения из списка литературы для 12 – 17 лет необходимо читать и перечитывать в студенческом возрасте.
Ирина Владимировна Ушакова, координатор проекта, публицист, исследователь трудов педагога-подвижника С.А. Рачинского
Список литературы