Российский союз писателей порекомендовал литературу для школьников

Российский союз писателей порекомендовал литературу для школьников

Экспертным советом Союза писателей России составлен список литературы, рекомендуемой для чтения школьникам


За основу взята официально принятая школьная программа с доработкой научных сотрудников ИМЛИ РАН, преподавателей ПСТГУ и ВГИКа, писателей и литературных критиков, которые знают по опыту, с каким мировоззренческим багажом юное поколение может полноценно овладевать выбранной профессией, творчески созидать, защищать интересы своего Отечества.

Данный список представляет собой полный объём чтения в младшей, средней и старшей школе. После имени автора идёт список произведений, среди которых есть помеченные звёздочкой – эти произведения, которые, по мнению педагогов, должны быть прочитаны обязательно.

К сожалению, не все из них входят в современную школьную программу по литературе, поэтому была поставлена задача – восстановить то, на чём базировалось гуманитарное образование с 60-х XIX – до 90-х гг. XX вв.

На сегодняшний день преподаватели, учителя, родители и даже сами старшеклассники признают то, что система ЕГЭ и реформирование образования последней четверти века разрушили элементарные нормы в данном случае литературного образования.

Этим списком мы пытаемся восстановить целостное представление об отечественной литературе, формирующей национальное самосознание, а также о зарубежной литературе, созидающей человеческое в человеке. Засилье массовой культуры в электронных медиа за последние десятилетия ослабило российское общество интеллектуально и нравственно. Сегодня нам необходима перекличка поколений и готовность принять ответственность за великое культурное и духовное наследие.

В списке предложены для чтения произведения идеологически противоположные. К примеру, «Поднятая целина» М. Шолохова и «Живой» Б. Можаева, стихотворения В. Маяковского и Н. Туроверова. А такие произведения, как «Путешествие…» А. Радищева для представления цельной картины данного исторического периода педагоги предлагают изучать параллельно с «Путешествием…» А. Пушкина.

Разработчиками списка искалась позиция – и не за «белых», и не за «красных». А за бережное осмысление русской истории и судьбы «народа российского» (Ломоносов).

За то, чтобы дети России, вступая во взрослую жизнь, могли повторить вслед за А.С. Пушкиным: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражает, как человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал…»

Составители данного списка подразумевали, что к школьному чтению ребёнок должен быть подготовлен в детском возрасте до 7 лет. Книги, рекомендуемые для чтения ребёнку с трёхлетнего возраста: «Песенки-потешки» («Уж я косу заплету», «Лиса по лесу ходила», «Наша Маша маленька», «Радуга-дуга», «Травка-муравка со сна поднялась» и др.), (к примеру, «Песенки», издательство «Малыш», М., 1982), русские народные сказки в изложении А.Н. Толстого; русские народные сказки с иллюстрациями (издания до 1990 г.): «Репка», «Коза-дереза», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Теремок», «Хаврошечка», «Собака и волк»; «Старик-годовик» (сказки, загадки, пословицы, игры) в изложении В.И. Даля; «Целыми днями» (В. Лунин); «Почему у пирога зарумянились бока» (В. Степанов); «Красная горка» (В. Бианки); «Как я спас Магеллана» (С. Сахарнов); «Три медведя» (Л.Н. Толстой); А.Н. Майков: стихотворения «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Ласточка примчалась»; Ф.И. Тютчев: стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды»; «Голубой зверёк» (В. Бианки); «Берестяной туесок» (А. Гостомыслов); «Лучше дела не найти» (А. Шибаев); «Жил на свете слонёнок» (Г. Цыферов); «На лугу – сенокос» (Е. Носов); «Лягушка – путешественница» (В. Гаршин); «Чем кролик на зайца не похож» (И. Акимушкин); пословицы, поговорки, считалки, загадки…

(Сказки, переложенные современным языком, к сожалению, не подходят для чтения ребёнку, т.к. в них утрачена подлинно народная речь и дух самого произведения).

Многие книги из списка для детей младшего школьного возраста вполне могут быть прочитаны детям 5 – 7 лет. Также и многие произведения из списка литературы для 12 – 17 лет необходимо читать и перечитывать в студенческом возрасте.

Ирина Владимировна Ушакова, координатор проекта, публицист, исследователь трудов педагога-подвижника С.А. Рачинского

Список литературы