Сегодня Богословская конференция ПСТГУ – это авторитетный богословский форум, который объединяет усилия ученых богословов и специалистов гуманитарных наук, преподавателей духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей. Конференция включает в себя две сессии. Осенняя сессия посвящена темам богословия и философии, зимняя – вопросам миссии, религиоведения, истории церкви, филологии и церковного искусства.
Во время зимней сессии прошло более 20 секций, каждая из которых была подготовлена представителями факультетов ПСТГУ.
На Конференции прозвучало более 200 докладов – о догматах Церкви и антирелигиозной пропаганде, богословии миссии и богослужебном языке, отношениях христианства, ислама и иудаизма, о «русах», как фантастическом народе и участии христиан в генезисе арабской поэзии, о связи смысла слов и мировоззрения народа, о социологии революции, славянском мире и средневековье. Предлагаем вашему вниманию дайджест основных секций.
Протоиерей Всеволод Шпиллер: Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории
Впервые Богословская конференция была проведена в 1992 г., как Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера и стала одной из первых богословских конференций в православной России. Тогда в Чтениях принял участие крупнейший русский богослов зарубежья протопресвитер Иоанн Мейендорф. В 2017 г. вечер памяти протоиерея Всеволода Шпиллера в рамках конференции впервые прошел в Соборной палате Главного здания ПСТГУ.
Подробнее - http://pstgu.ru/news/university/2017/01/25/69915/
"Актуальные проблемы истории Русской Церкви ХХ в.": декадентство, антирелигиозная пропаганды и этнические конфликты
Доклады секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви ПСТГУ в ХХ в.», организованной Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, были посвящены событиям, последовавшим за Революцией 1917 года. Так, заведующий кафедрой общей и русской церковной истории ПСТГУ иерей Александр Щелкачев посвятил свой доклад духовной дочери преподобного Нектария Оптинского, Надежде Павлович. Иерей Павел Овчинников (ОЦАД) в докладом на тему «Большевистская пресса о Русской Церкви в 1918-1922 гг.» раскрыл процесс постепенного развития антирелигиозной пропаганды в Воронежской епархии. Поначалу авторы антицерковных статей скрывались под псевдонимами, опасаясь возмездия со стороны верующих, однако уже в 1920 г. страх ушел, и потоки грязи полились на Церковь открыто. Доктор исторических наук профессор А.А. Корнилов рассказал о непростой проблеме, сложившейся вокруг лагеря перемещенных лиц Майнлейз в Германии в послевоенные годы. Переписка, исследованная автором, вскрыла проблемы церковных конфликтов в лагерях перемещенных лиц. Большую проблему, например, представляло противостояние на этнической почве, прежде всего между Русской Зарубежной Церковью и Белорусской Церковью.
Миссионерский факультет ПСТГУ представил сразу несколько секций по следующим темам: «История миссии», «Религиоведение», «Секты как антиисторическое явление», «Диаконическое образование», «Люди и судьбы русского зарубежья».
«История миссии» как основа богословия миссии в современном мире
По словам автора секции «История миссии» профессора Андрея Борисовича Ефимова, история русской миссии – это научное направление, которое лежит в основе богословия миссии, и только начинает развиваться. Данное научное направление активно развивается в Русской Церкви, и миссионерский факультет ПСТГУ делает немалое в данном направлении. По словам профессора Ефимова, в каждой епархии должен быть епархиальный миссионер, это может быть человек, совмещающий должность миссионера с должностью епархиального катехизатора.
Митрополит Николай Пачуашвили – автор диссертации об истории миссии. На Богословской конференции ПСТГУ он сделал доклад «Святой Иоанн, епископ Манглели - миссионер Кавказа». Игумен Серапион (Митько) рассказал о современной практике миссии во многих епархиях Русской Церкви. В его докладе отражены тенденции, которые Синодальный Миссионерский отдел исследует для того, чтобы наладить миссионерскую работу в епархиях. Главное условие, которое нужно для этого выполнить – дать хорошее образование будущим миссионерам, и профильный факультет ПСТГУ, единственный в России, успешно справляется с этой задачей.
Интересный доклад «Изгнание: 100 лет со дня удаления архиепископа Василия (Богоявленского) с Черниговской кафедры» сделала Елена Логунова, которая рассказала о миссии до революции в Черниговской епархии.
Доклад профессора Андрея Ефимова «Московский епархиальный миссионер священномученик Иоанн Восторгов» был посвящен деятельности святого Иоанна Восторгова. Он подготовил десятки священников на Дальнем востоке и в Корее, вел просветительскую работу, проводил общецерковный анализ вопроса миссии. Иоанн Восторгов готовил священников и учителей, направлял их в Сибирь в новые и строящиеся храмы, благословлял строить храмы в каждом поселении вдоль Транссибирской железной дороги. Труды по изучению миссии были представлены о. Иоанном в священном Синоде, и Синод на основании этих докладов готовил прошения императору. В 1918 году Иоанн Восторгов был расстрелян большевиками.
«Религиоведение»: отношения христианства, ислама, иудаизма и секулярного сознания
Доклады секции «Религиоведение», организованной кафедрой религиоведения миссионерского факультета ПСТГУ, были посвящены вопросам отношения христианства, ислама, иудаизма и секулярного сознания.
В докладе «Отношение к сакральному в постсекулярном обществе» секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН Владимир Немыченков отметил, что сегодня Православная Церковь стала заметным игроком общественной жизни, что не может не вызывать желания определенных сил вступить с ней в борьбу. Аспекты этой борьбы перемещаются в смежные области – культуру, искусство. Те или иные формы осквернения сакрального или священного находят отражение в акционистском искусстве, которое, по мнению Владимира Немыченкова, представлено провокационными художественными выставками, спектаклями, перфомансами и так далее. Смешение сакрального и профанного - акт трансгрессии - наполняет эмоциональной энергией перфоманс и придает ему способность оказывать сильное эмоциональное воздействие на публику и общество в целом (например, опера «Тангейзер»). Осквернение помещает актора за пределы обыденной жизни, что является задачей всякого искусства. Однако, если истинное искусство обращается к чистому сакральному, то его антипод – «современное», или антиискусство – к нечистому (оскверненному сакральному). Автор доклада считает, что сакральное может профанироваться и в православной среде. Обращение к Православию широких масс, перерыв в традиции, недостаток знаний церковно-канонических правил, рыночные механизмы в экономике и многие иные факторы приводят к тому, что широкое распространение получило профанное употребление священных изображений, т.е. их размещение на обыденных предметах (на этикетках и упаковке «православных» товаров, на посуде, одежде, обложках книг и журналов и т.п.). Докладчик видит пути преодоления названных явлений в просветительской работе в русском народе, актуализации существовавших в прошлом церковно-канонических норм по защите священного, а также в работе по совершенствованию гражданского законодательства в части защиты Священного (законы против святотатства, кощунства, богохульства и т.п.).
Актуальному вопросу отношения иудаизма к христианству был посвящен доклад «Современный иудейский взгляд на христианство» преподавателя ПСТГУ протоиерея Кирилла Седова. Докладчик пришел к выводу, что до сих пор в риторике сохраняются средневековые выпады, а непростые взаимоотношения между иудаизмом и христианством, несомненно, продолжатся и в будущем.
Этой же теме был посвящен доклад «Богочеловек Иисус Христос или богочеловек Менахем Мендель Шнеерсон» катехизатора Алексея Почепко. Докладчик напомнил, что иудаизм на протяжении двух тысячелетий не признает мессианство и божество Иисуса Христа, мотивируя это тем, что Иисус не выполнил многих важных мессианских пророчеств из Танаха, и Бог не может стать человеком, ибо такое немыслимо. В то же время, участники Хабада - влиятельной хасидской группы в современном иудаизме, провозгласили своего седьмого Любавичского ребе Менахема Мендл Шнеерсона Мессией и, более того, «богом», аргументируя это тем, что все пророчества и предсказания последнего сбылись, и ребе был великим «чудотворцем». Исходя из указанных предпосылок иудаизма, докладчик предлагает способы аргументации в доказательствах истинности мессианского призвания Иисуса Христа для современных иудеев. Здесь важно показать, что чудеса Иисуса Христа имеют глубокую суть: исцеление слепорожденного, парализованного, воскрешение четверодневного Лазаря были направлены на утверждение веры в истинность мессианства Христа от Бога и утверждение в вере во всеобщее воскресений из мертвых. Никто никогда не совершал таких чудес, как Иисус. Кроме того, «математически точных» предсказаний в Священном Писании о Мессии нет, это в любом случае вопрос веры для каждого человека. И этот вопрос не останется без ответа, если человек в своем религиозном опыте искренне обратится с ним к Богу.
Преподаватель исламоведения ЦДО Андрей Редкозубов в докладе «Некоторые аспекты внутриисламской полемики по вопросу салафизма» рассмотрел ряд вопросов полемики между салафитами и традиционными мусульманами. Он отметил, что ее разбор позволит увидеть разницу между ваххабитами, появившимися в XIX в. и салафитами, как сравнительно недавно появившейся влиятельной силой, а также различия между ними и традиционными мусульманами, как в понимании самих мусульман, так и с точки зрения православного религиоведения.
Доклад доцента НИУ ВШЭ и ПСТГУ Павла Носачева «Эзотерический палимпсест: Системы образов в творчестве В. Пелевина», был посвящен преломлению эзотерических образов в романах В. Пелевина. Докладчик показывал, что Пелевин строит свое позднее романное творчество на художественном осмыслении учений из сферы западного эзотеризма.
«Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания»: «Проблема богослужебного языка накануне Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.»
Церковнославянский язык на хронологической оси, его жанровая, локальная специфика, взаимосвязь с русскими языком, теория и практика текста, корпусная лингвистика – эти проблемы были затронуты в докладах секции. Центральный доклад «Проблема богослужебного языка накануне Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.», руководитель секции заведующая кафедрой теории и истории языка ПСТГУ профессор Л.И. Маршева посвятила такой актуальной теме, как возможность богослужения на русском и славянском языках. Проблема литургического языка занимала важное место в сознании верующих людей более ста лет назад, накануне Поместного Собора 1917 г.
Лариса Маршева сделала краткий экскурс в историю вопроса, начав с 1905 г., когда Синод опросил архиереев, треть из которых высказалась о необходимости сделать богослужение более понятным для мирян. Архиереи были уверены, что церковнославянский язык совершенно непонятен большей части молящихся. Архиереи сто лет назад, так же как и сегодня, видели разные варианты решения проблемы – от исправления богослужебных книг до переводов богослужения на русский язык.
Исходя из этой необходимости была создана комиссия по исправлению богослужебных книг под руководством владыки Сергия (Страгородского), будущего патриарха. Работа справщиков привела к упрощению и русификации текстов, но сам церковнославянский язык не подвергся каким-либо изменениям. Новая книжная справа не была осознана и осмыслена церковным обществом. Докладчик назвал две причины этого: во-первых, намеренный отказ от публичного обсуждения программы исправления и отсутствие в вышедших книгах указания на изменения в тексте, а во-вторых, отпечатанные исправленные книги не могли распространиться и вытеснить прежний текст за оставшиеся несколько лет до событий 1917 года.
Дойдя до решений Поместного Собора 1917 г., где обсуждались и вопросы богослужебного языка, докладчик упоминает только о решении преобразования комиссии для исправления богослужебных книг в постоянное учреждение. Решение Подотдела Собора 1917 г. допускает принципиальную возможность богослужения на русском языке: «В целях приближения нашего церковного богослужения к пониманию простого народа признаются принципиально права общерусского и украинского малороссийского языков для богослужебного употребления». В заключение заседания его председатель Л.И. Маршева вновь обратила внимание собравшихся на юбилеи 2017 года и призвала к дальнейшему научному, в том числе филологическому, осмыслению наследия Поместного Собора 1917-1918 гг.
«История и литература Христианского Востока»: русы, как фантастический народ, участие христиан в генезисе арабской поэзии и бинарные оппозиции в Новом Завете, Талмуде и творениях отцов Церкви
На заседании секции «История и литература Христианского Востока» собравшиеся услышали доклады, в своей совокупности наглядно показавшие широту современных отечественных исследований в этой области: их предметом были тексты коптской, эфиопской, арабо-христианской, сирийской, еврейской и персидской традиций, а рассматриваемые вопросы касались истории, богословия, литературоведения, текстологии, лингвистики, искусствоведения.
В докладе Н. Г. Головниной (ПСТГУ) «Монашеские правила и их особенности в греческой и коптской традиции», монашеский устав рассматривался с жанровой точки зрения на материале греческих и коптских, а также с привлечением латинских источников. Проблема, которую эти тексты ставят перед исследователем, – понять связь между их строго юридическим характером и основной целью – дать правильные ориентиры для внутренней жизни инока.
В докладе «Три монаха на краю земли. Странствие Феофила, Сергия и Евгения в контексте литературы «хожений» доктор исторических наук С.А. Французов (ИВР РАН, СПбГУ) продолжил начатый им ранее анализ рукописи «B.A.R. MS Orientale 365» из собрания Библиотеки Румынской академии. В составе этого манускрипта ему удалось идентифицировать ранее не известную арабскую версию «Сказания о Макарии Римском». Один из фрагментов подтверждает уже высказывавшееся учеными мнение о том, что этноним «рус» у сирийского автора псевдо-Захарии Ритора является не одним из первых упоминаний русов, а заимствованным из книги пророка Иезекииля наименованием одного из фантастических народов.
Д. и. н. А. Б. Ковельман, заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ, расширил тематические горизонты конференции в сторону межрелигиозных сопоставлений. В своем докладе на тему «Богословие как прием: Бинарные оппозиции в Новом Завете, Талмуде и творениях отцов Церкви» исследователь исходил из того, что и раннеиудейская и раннехристианская библейская экзегеза, и новозаветное богословие ап. Павла, и, наконец, раввинистический иудаизм подходили к Библии с интеллектуальными орудиями, выработанными греческой философией. Так, талмудическая оппозиция «слышание Торы – исполнение заповедей» при внимательном рассмотрении оказывается параллелью к новозаветной оппозиции «вера – дела» и аристотелевской оппозиции «созерцание – добродетель».
В докладе кандидата исторических наук А.В. Муравьева (ВШЭ) «Вопрос о христианах в ранней арабской поэзии: «wishful thinking» Луиса Шейхо или историческая реальность» была еще раз затронута проблема степени участия христиан в генезисе арабской поэзии в доисламское и раннеисламское время, о чем еще в конце XIX века писал один из основоположников арабо-христианских исследований свящ. Луис Шейхо. Докладчик призвал к особой осторожности в этом вопросе ввиду наших слабых представлений о раннеарабской истории, сведения о которой мы черпаем, как правило, лишь из позднейших источников.
Германская филология: смысл слов, мировоззрение и «Окно Овертона»
Доклады германского сектора филологического факультета ПСТГУ были посвящены различным вопросам германского языкознания. Так в докладе «Общие смыслы в происхождении слов со значением «церковь» в западноевропейских языках» доцента Владислава Алпатова были рассмотрены примеры слова «церковь» греческого и латинского происхождения в разных языках, включая славянские, а также ряд калек (например, готское gudhus – «дом Бога»). Автор сделал вывод, что в одних языках слово «церковь», как «экклесия» происходит от греческого слова «kaleo» («звать»), в других от греческого слова «kiriake» «Господень (день или дом)» и имеют множество значений, таких, как «дом Господень», «день Господень», «собрание», «комната», «живущие неподалеку».
В докладе «”Окно Овертона” и смена культурного кода Англии в романе Г.К. Честертона ”Перелетный кабак” доцент ПСТГУ Лев Писарев ознакомил слушателей с понятиями "культурный код" и "окно Овертона", а также сюжетом произведения, по которому высшее общество Англии, благодаря отходу от христианской веры и настойчивости исламского проповедника, вводящего в обиход новую мифологию с использованием подмены изначальных смыслов символов и понятий, постепенно «исламизируется». Докладчик показал, как постепенная смена культурного кода англичан была отражена в развитии сюжета произведения, остановился на тех элементах английской культуры, которые претерпели изменения в ходе этого процесса. В конце доклада Лев Викторович подчеркнул, что, несмотря на то, что роман писался около ста лет назад, он особенно актуален сегодня.
Мастер-класс «Актуальные проблемы религиозного обучения и воспитания»: положительный опыт преподавания христианской религии в государственных школах Литвы и России
Кафедра педагогики и методики начального образования педагогического факультета ПСТГУ под руководством доктора педагогических наук С.Ю. Дивногорцевой организовала мастер-класс литовских педагогов «Методические особенности преподавания религии в школах Литвы» и круглый стол: «Актуальные проблемы религиозного обучения и воспитания». Ценность мастер-класса обуславливается тем, что в школах Литвы уроки религии введены в государственных общеобразовательных школах на законодательном уровне еще в 1992 году для учащихся 1-12 классов. За эти годы литовскими педагогами накоплен богатый опыт преподавания, которым они делились со студентами педагогического факультета. Представители старшего поколения литовских учителей – выпускники педагогического факультета ПСТГУ, а молодые их последователи получили квалификацию учителя религии уже в Литве, в открывшемся там Институте православного образования и воспитания. Институт продолжает добрые традиции сотрудничества с педагогическим факультетом ПСТГУ, преподаватели которого регулярно приезжают в Вильнюс с открытыми гостевыми лекциями.
Открывая мероприятие, доктор педагогических наук заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ С.Ю. Дивногорцева обратилась к собравшимся с приветственным словом от ординарного профессора Миланского университета профессора П.-Л. Малавази и обозначила проблематику рассматриваемых вопросов. Далее доктор наук представила слушателям доклад «Религиозное образование в современной светской школе: проблемы и перспективы». В докладе было обращено внимание на то, что до сих пор в системе государственного профессионального образования отсутствует система подготовки учителей религиозной культуры, что, в свою очередь, не способствует развитию методологии и методики ее преподавания в школе как науки. Существуют проблемы реализации духовно-нравственного потенциала уроков религиозной культуры, экспертизы учебников и проч. Следует надеяться, что положительный опыт преподавания христианской религии в государственных школах Литвы поможет ввести подобный предмет в школах России, над чем ведется работа с 1991 г.
«Социология революции» Питирима Сорокина
Анализу революционных событий 1917 года с точки зрения социологии был посвящен симпозиум на факультете социальных наук. В этой связи, важнейшей для социологов является книга «Социология революции» известного российско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина, который не только попытался осмыслить те революционные события, свидетелем и участником которых он был, но и разобраться в глубинных причинах столь резких социальных потрясений общества на протяжении всей истории человечества.
Впервые «Социология революции» публикуется в США в 1925 году, в России она выходит лишь в 2004 году, но этот труд является ключевым для понимания всего творчества Питирима Сорокина, ведь именно из социологии революции Питирим Александрович выходит на теорию социокультурной динамики, теории, благодаря которой он становится всемирно известным. Живой и глубокий рассказ Вадима Сапова о Питириме Сорокине как об «автобиографическом социологе» вызвал огромный интерес как у преподавательской, так и у студенческой аудитории.
Доклад доктора социологических наук, профессора МГУ В.И. Шамшурина был посвящен теме альтруистических ценностей, поднятой Питиримом Сорокиным в его теории созидательного альтруизма. Эта тема, по мнению Виктора Ивановича, ключевая в русской социальной мысли. Предостережения по поводу того, что невнимание к поиску должного ведет к практике побед недолжного, высказывались русскими мыслителями и с нравственно-художественных (Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов), философско-эсхатологических (В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Л.А.Тихомиров) позиций, и в религиозно-богословском ключе, как, например, у Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, В.И.Несмелова. Особое отношение к этой теме у П.А.Сорокина и П.И.Новгородцева. Именно критике утопии земного рая в их творчестве и был посвящен доклад Виктора Ивановича.
Молодые социологи Павел Сушко и Нина Коленникова подняли вопрос о социальной структуре современного российского общества, а точнее о статусной неконситентности, как ключевом его свойстве. Несмотря на то, что речь шла о состоянии современного общества, обладающего высокой социальной мобильностью, понятие которой было введено П.Сорокиным, проблема эта актуальна и для общества периода революционных трансформаций. Как было отмечено докладчиками, оценивая события 1917 года Питирим Сорокин отмечал неконтролируемый социальными институтами характер социальных перемещений, больше схожий с хаосом, чем свидетельствующий об открытости социальных границ. Поэтому проблема высокого уровня социальной мобильности современного общества – вопрос далеко не однозначный.
Попытке политологического осмысления революций 1917 года был посвящен доклад, с.н.с. Института социологии РАН К.В.Подъячева. Автор предложил рассматривать их с точки зрения двухчастной модели социального мира, в которой существуют две сферы – «политическое сообщество» и «неполитическое сообщество». Применяя подобную схему к анализу революций 1917 года, автор соотносит их и с распадом СССР, и с современной ситуацией, надеясь на то, что это даст некую целостную картину произошедшего сто лет назад для извлечения уроков, актуальных для практической политики сегодняшнего дня.
Романская филология. Славянский мир и средневековье
На секции романской филологии участники рассматривали различные вопросы средневековой литературы, освещавшей религиозные и социально-политические аспекты жизни того общества. Доктор филологических наук ПСТГУ И.И. Челышева в докладе «Славянский мир: в зеркале романских языков Средневековья» представила материал, связанный с лексемами, которыми в эпических средневековых текстах – старофранцузских и староитальянских – обозначались славянские народы, которые, как правило, выступали синонимами «язычников».
В докладе аспирантки филологического факультета Университета Фрибура (Швейцария) Даниэлы Оньо рассматривалось поэтическое творчество одного из выдающихся деятелей религиозной, культурной и политической жизни Италии в эпоху Возрождения – Джироламо Савонаролы. Его проповедь вдохновляла многие великие умы того времени, от Джованни Пико делла Мирандола до Микеланджело. Доминиканский монах славился не только пророчествами, проповедями и толкованиями Священного Писания, но и литературными опытами, признавая за настоящей поэзией миссию служения нравственному воспитанию людей. Савонарола советовал не увлекаться изяществом формы за счет содержания, но наполнять великим смыслом строки поэтических творений. В докладе была проанализирована одна из его самых известных лауд, до сих пор исполняемая в католической Церкви во время служб Великого поста. Докладчица отметила параллельные мотивы в лаудах Савонаролы и других современных ему авторов, показывая как преемственность в способах воспевания Иисуса Христа и Девы Марии, так и новаторский психологизм проповедника, раскрывавшего перед читателем мятущуюся душу грешника, что не было характерно для жанра лауды того времени.
Доктор филологических наук ИМЛИ РАН М.Р. Ненарокова выступила с темой «Трактат «О знаменитых мужах» Блаж.Иеронима как сочинение по истории литературы». Сочинение Блаж.Иеронима «О знаменитых мужах» представляет собой первую историю христианской литературы. Трактат включает в себя сто тридцать пять глав, каждая из которых рассказывает об отдельном писателе. Биографии писателей построены по плану, заданному правилами античной риторики. Для целей Иеронима достаточно было включить в повествование имя писателя, время, когда он жил и работал, и упомянуть результат его трудов, что характерно для жанра исторического произведения. Необходимым качеством исторического повествования является достоверность. Иероним вводит указания на время, упоминание всем известных фактов (особенности казни, сведения о месте захоронения), свидетельства очевидцев. Иероним сам становится свидетелем, высказывая свое мнение и о людях, и о книгах. Иеронимовы биографии церковных писателей позволяют составить представление о времени, когда закладывались основы христианской и – шире – средневековой литературы. Некоторые черты этой эпохи отмечены Иеронимом достаточно ярко: пестрота духовной жизни, упоминание гонений, существование различных сект и ересей и борьба христианских писателей с ними, особенности организации позднеантичной школы. Иеронимов трактат является ценным источником по истории библиотек, в частности, знаменитой библиотеки в Кесарии Палестинской.
Пленарное заседание педагогической секции «ХХ век. Итоги столетия и современные проблемы религиозной педагогики»
Участники пленарного заседания педагогической секции обсудили проблемы религиозной педагогики. Доклад доктора педагогических наук Т.В. Скляровой был посвящен месту и роли православного образования в системе отечественного образования. В своем выступлении Склярова коснулась концептуальных вопросов развития современного православного образования и наглядно представила слушателям динамику распространения духовных учебных заведений в России на протяжении минувшего столетия. Доклад кандидата педагогических наук Анны Сапрыкиной был посвящен традициям воспитания в семьях новомучеников и исповедников Российских. Заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ПСТГУ Сергей Абрамов представил доклад о жизни и миссионерско-педагогической деятельности прот. Вадима Красноцветова, создавшего в конце ХХ века крепкую православную общину в Малоярославце и окормлявшего ее многие годы. Е.А. Копылова обратилась к наследию Общества любителей духовного просвещения в области поддержки законоучительской деятельности в начале ХХ века.
«Диаконическое образование: теория и практика». Подготовка экспертов для оценки церковных социальных проектов
Темой секции стала «Подготовка специалистов-экспертов для оценки церковных социальных проектов». Руководитель секции доцент Татьяна Зальцман отметила, что сам факт обсуждения такой важной и сложной темы как экспертная оценка говорит об институционализации такого явления, как церковное социальное служение, его выходе на новый качественный уровень. Какие критерии применяются при оценке церковных социальных проектов, и должны ли они отличатся от оценки социально ориентированных не церковных НКО или государственных социальных организаций? Каковы эффективные технологии и принципы оценки социальных проектов? Кто является экспертами в профессии социальной работы? На эти вопросы старались ответить участники обсуждения.
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX – начала XX веков
Представители научного сообщества в обсуждении вопросов истории русской благотворительности и социальной поддержки населения особое внимание уделили проблемам, связанным с Первой мировой войной и революционными событиями 1917 года. Отец Андрей Постернак отметил, что все доклады были очень разные, касались разных регионов нашей страны, но все они связаны с тематикой благотворительности в XIX–XX веках и посвящены двум сюжетам: это либо яркие личности (врачи, святые, сестры милосердия), либо какие-то организации, сообщества, благотворительные объединения: «Мы видим, что в Российской империи благотворительная помощь была несоизмерима с той благотворительностью, которая существует сейчас. И фактически можно говорить, что благотворители в Российской империи выполняли те функции, которые в наше время выполняет государство. Эта систематическая помощь основывалась на особом мировоззрении, на принципах, которые, видимо, в значительной степени остались в прошлом». Отец Андрей высказал надежду, что эти доклады послужат дальнейшему расширению тематики, более глубоким исследованиям в этих областях и привлекут интерес новых исследователей из числа студентов.
Секты как антиисторическое явление
Доклады участников секции традиционно были посвящены различным вопросам истории сект, описанию современных сект, и методах борьбы с тоталитарными сектами. Так в докладе руководителя регионального отделения РАЦИРС Вадима Розенфельда «Сравнительный аспект большевизма и современного российского психокульта», было подробно рассказано о деструктивной деятельности и вербовке сектантских организаций, маскирующихся под некоммерческие и тренинговые организации. Адвокат Дмитрий Бахарев в докладе «Противодействие деятельности сект: юридические аспекты», особенное внимание уделил экстремистским проявлениям в деятельности тоталитарных сект и перечислил основные направления правового реагирования на противоправную деятельность деструктивных культов. Судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко Викторович в своем докладе «Современный вектор развития деятельности деструктивных культов на территории России: анализ региональных особенностей» показал новейшие тенденции в распространении деструктивных религиозных культов на территории России. В частности были освещены проблемы активного использования многими культами новейших информационных технологий, глубокое проникновение в систему образования под видом методических, педагогических и профилактических проектов и программ. Клинический психолог Михаил Иванов прочитал доклад на тему «О псевдонаучных психологических тренингах», в котором показал опасность, исходящую от сектантских психотренингов.
Круглый стол «Воспитание в современной школе: от проблемы к методологии, от методологии к практике»
На круглом столе было представлено учебно-методическое пособие «Развитие субъектной позиции учащихся», а также подняты вопросы решения образовательных задач в области достижения личностных результатов.
Работу круглого стола открыла доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета ПСТГУ Т.В. Склярова. В своем сообщении, посвященном основам методологии духовно-нравственного воспитания и развития школьников, автор сделала акцент на ключевых понятиях, отметив их различное восприятие в православной и светской традициях. Кандидат психологических наук, директор ЦПСО «ТОЧКА ПСИ» М.Р. Битянова обратила внимание на особенности личностного развития обучающихся и определение их субъектной позиции, которая связана с принятием той или иной ценностной модели. На практике формированию субъектной позиции способствуют образовательные ситуации, которые в своей основе могут иметь ценностный образец, ценностный выбор и ценностный приоритет. Л.М Гляненко (Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского) рассказала о привлечении старшеклассников к работе с детьми в детском доме и миссионерском значении этой работы. Автором был подробно описан алгоритм подготовки старшеклассников к работе в данном проекте.
Источник: Богослов.Ру