В Санкт-Петербурге, в Синем зале епархиального управления, 4 апреля прошла конференция «Митрополит Антоний Сурожский как образ служения Богу и людям». Ее организаторы – отдел религиозного образования и катехизации, фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», издательский дом «Никея».
Присутствовали учащиеся епархиальных курсов святого Иоанна Кронштадтского при ОРОиК. Среди участников были руководитель фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова (Москва) и настоятель храма Всех святых земли Русской в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин). Вел встречу заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров.
Отец Илия отметил, что по кончине владыки Антония свет его личности не погас, а наоборот, сияет все ярче.
«Он открыл православие для Британских островов, — сказал отец Илия. — Он был духовным собеседником: когда мы слышим его, видим, читаем, ощущаем себя в состоянии беседы. Впрочем, «читаем его» — это мы говорим условно: владыка сам ничего не писал, за ним записывали. В свое время апостолы следовали за Христом, потом рассказывали об этом ученикам, и те записывали. Прошло две тысячи лет, и по-прежнему Христова истина распространяется через собеседование».
Иерей Илия Макаров предложил участникам и слушателям вместо традиционного песнопения «Царю Небесный» пропеть «Вечную память» — владыке и жертвам взрыва в петербургском метрополитене 3 апреля.
Архимандрит Иероним (Тестин) предложил в качестве эпиграфа конференции слова Евангелия: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).
Елена Садовникова рассказала, что, пытаясь сформулировать главную черту личности митрополита Антония, спрашивала у многих знавших его людей, и все ответы можно было свести к одному: «У него все было на самом деле — служба, разговор с Богом, восприятие ближнего».
Участники конференции рассказали об истории своего личного знакомства с владыкой Антонием.
Отец Иероним поведал историю своего воцерковления в 1980-е. Он напомнил, что в 1988 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси, существовавшие в советском обществе запреты для верующих были отменены, и наступил своеобразный расцвет церковной жизни. Ввиду острой нужны в священнослужителях в те времена для рукоположения достаточно было светского высшего образования. Так и отец Иероним, рукоположенный в 1989 году, за плечами имел только Ленинградский университет.
«Мне говорили: «Читай книги», но в книгах написано в них было, что надо делать, но не написано, как. И я решил поехать за духовным советом в Англию, причем хотел посетить сразу двоих подвижников: архимандрита Софрония (Сахарова) и митрополита Антония Сурожского. Было это в 1991 году. Сначала поехал в Эссекс, к старцу Софронию, а потом в Лондон, где, изрядно поблуждав в метро, все же нашел Успенский храм. Встреча с владыкой до сих пор не потеряла своей яркости. Помню, как из боковой двери вышел человек в подряснике, подпоясанном монашеским ремнем. У меня, как и у многих людей, сразу создалось ощущение, что я знаю его много лет. Когда я оказался в его кабинете, меня поразила скромность обстановки: кушетка, стол, два кресла и обогреватель».
Отец Иероним рассказал, что встреча и со старцем Софронием, и с владыкой Антонием дала ему ответы на волновавшие его вопросы, при том что он их даже не задавал: «Эти люди своей жизнью отвечали на мои вопросы».
На просьбу отца Илии рассказать об отношении этих подвижников веры к молитве отец Иероним сказал: «Отец Софроний практиковал Иисусову молитву, и от него я впервые узнал об этой практике — в то время книг в России было еще крайне мало. Что касается отношения к молитве владыки Антония, тут я хотел бы отметить две вещи. Первое — владыка Антоний умел слышать вечность. Во время литургии каждое слово звучало со смыслом, оно было обращено в вечность, и из вечности владыка получал ответ. Второе — торжественность. Многие священники перед мирянами напускают на себя важность, а в алтаре ведут себя буднично. У владыки было наоборот: простой и скромный в общении с людьми, он становился торжественным в алтаре».
Елена Садовникова рассказала: «Однажды в разговоре владыка поведал, что во времена, когда еще работал врачом, мог во время приема пациента сказать, что испытывает потребность помолиться, опускался на колени и молился. И это во Франции, где так много атеистов! Молитва настолько важна была для владыки, что ему, как евангельскому Закхею, было все равно, что о нем подумают».
Еще одной важной темой стало осмысление владыкой смерти. Был показан отрывок из его беседы, в которой речь шла о сложных моментах, когда рядом с тобой человек уходит в вечность. Митрополит говорил о том, что необходимо подлинное сопереживание — умирающий не должен чувствовать себя брошенным: «Вдумываться, вживаться в каждого человека — и тогда смерть будет победой!»
На вопрос, как владыка напутствовал будущих священнослужителей. отец Иероним ответил, что рекомендации, по сути, сводятся к двум вещам: надо быть самим собой и любить Бога.
Елену Садовникову спросили, как она пережила уход владыки из земной жизни. Она ответила, что митрополит, говоря о том, как важна для него личность Феофана Затворника, отметил: «Когда его канонизировали, в наших отношениях ничего не изменилось».
«Эти слова я вспомнила, когда владыка ушел из жизни: в наших отношениях ничего не изменилось. Помню, все ждали в соборе, приехал катафалк, служители внесли гроб. В храме было много народу, все молчали. Ощущая его присутствие, мы поняли, что происходит встреча».
Она напомнила слова владыки: «Жив ты или мертв, не имеет значения. Важно, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть». Рассказала и о том, что митрополит был зачинателем хосписного движения в Англии, вице-директором первого хосписа, читал лекции в двенадцати университетах об отношении к смерти и о том, как заботиться об умирающих. Силами волонтеров эти лекции переведены на русский язык и изданы в виде брошюр для бесплатного распространения.
Иерей Илия Макаров рассказал, как учась в семинарии, решил написать дипломную работу о митрополите Антонии и мечтал встретиться с ним, но не успел: владыка ушел из жизни. Но в прошлом году, во время поездки с хором духовенства митрополии в Лондон, хор пел панихиду по владыке, участвовал в богослужении на его могиле, которое совершал Святейший Патриарх Кирилл. И в тот момент отец Илия подумал, что встреча с владыкой все-таки произошла.
В завершение петербургский представитель издательства «Никея» Анна Ершова познакомила присутствующих с книгами, популяризирующими наследие митрополита Антония.
ИА «Вода живая»
Фото: Марина Куракина