Состоялась презентация альбома-календаря на 2019 год «Поемъ бо Тя всегда» / Древние иконы Богоматери во Владимире и Суздале»

Состоялась презентация альбома-календаря на 2019 год «Поемъ бо Тя всегда» / Древние иконы Богоматери во Владимире и Суздале»
Презентация альбома-календаря на 2019 год «Поемъ бо Тя всегда» / Древние иконы Богоматери во Владимире и Суздале» состоялась 13 ноября в Культурном центре «Покровские ворота». Богато иллюстрированное издание, с монографическими текстами и численником с указанием всех христианских праздников представили его авторы – сотрудник итальянского фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини и заведующий отделом древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника Марина Быкова.

Но прежде чем говорить об этом издании, Джованна Парравичини сообщила, что альбом-календарь о владимирских богородичных иконах – это сороковой выпуск подобных изданий, которые выходят по инициативе итальянского фонда «Христианская Россия» в издательстве «La Casa di Matriona». За 40 лет последовательной работы концепция издания менялась. Поскольку 36 из 40 лет Дж. Парравичини является куратором и главным редактором издания, она как никто другой может лучше рассказать о том, как все начиналось.

В 1979 г., когда «Христианская Россия» задумала подготовить альбом-календарь на 1980 год, речь о восточных иконах в Италии вообще не шла – по словам Парравичини, ее соотечественники воспринимали иконы как «деревянное искусство», крайне скудное с точки зрения живописной выразительности, особенно в сравнении с классическими образцами итальянского искусства. Фонд «Христианская Россия» по инициативе своего основателя о. Романо Скальфи решил начать знакомство итальянской публики с русским церковным искусством, напечатав в альбоме-календаре 12 икон – в основном, это были поздние произведения, доступные по книгам, выпущенным в СССР, или приобретенные на антикварных рынках на Западе. Автором первой сопроводительной статьи стала искусствовед и реставратор Мария Лаура Поджали – благодарную память о ней хранят в «Христианской России» (она погибла, упав с лесов в реставрируемой церкви).

Знаменательно, что в это же время возникла иконописная школа фонда «Христианская Россия», ее возглавил о. Игорь Сендлер – священник-иезуит и художник, который сам узнал об иконе от своего русского соузника в концлагере. С самого начала и создатели иконописной школы, и издатели календаря представляли икону не только как живописный феномен, но «как возможность молиться перед образом, найти зримую связь с миром святости, лучше понять всю глубину и достоинство человеческой личности», рассказала Дж. Парравичини.

В 1980- е гг. были выпущены календари, посвящённые средневековому искусству Владимира, Новгорода, живописи Феофана Грека. Тысячелетие Крещения Руси было отмечено выставкой «100 шедевров из русских музеев» в Ватикане, что стало для европейцев открытием, продолжила Дж. Парравичини. А иконописная школа в Сериате обрела нового преподавателя - известного российского реставратора и иконописца Адольфа Николаевича Овчинникова и новых друзей в России - именитых историков искусства Льва Лифшица, Серануш Манукян, Энгелину Смирнову, Ольгу Попову. Последних Джованна называет «добрыми феями» – они надоумили создателей альбома- календаря выйти на новый уровень: «видя наше восхищение и благоговение перед русской иконой, они побуждали рассмотреть икону глубже, идти к истокам христианского художественного языка». Так изменилась концепция ежегодного издания: количество иллюстраций увеличилось вдвое (из стало 24), и важной его частью стала монографическая статья, которую писали специалисты. Издание стало выходить не только на итальянском, но и на французском, английском, немецком языках.

Первое русское издание появилось в 2000 г. по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Это был альбом-календарь «С нами Бог», текст для которого подготовил руководитель Сектора древнерусского искусства Института искусствознания РАН Лев Лифшиц. Далее из года в год митрополит Филарет поддерживал этот проект, который стал осуществляться в сотрудничестве с Христианским образовательным центром имени святых Мефодия и Кирилла.

Импульс, который дали проекту русские специалисты, побудил создателей альбома расширить географию исследуемых памятников: каждый год Дж. Парравичини отправлялась на Кипр, на юг Италии, в Сербию и Македонию, в Каталонию, Грузию, Армению, знакомилась со специалистами по церковному искусству, налаживала сотрудничество с ними. Результатом стали альбомы-календари высокого уровня. Но главное – эта работа позволила увидеть, что икона – «это особенность не только православного мира, она возникает как общехристианский язык, находит свои особые проявления в каждой стране, но говорит о единстве». Таким образом, икона стала для многих «свидетельством о вселенскости христианства», сказала главный редактор издания.

Многие выпуски альбома- календаря стали открытием для самих итальянцев: например, издание, посвященное иконам Пизы, открыло глубокую связь итальянской иконописи с художественной традицией Византии. Но со временем итальянские и французские читатели, которые уже каждый год ждут новое издание, попросили главного редактора «вернуться на Святую Русь».

И вот в результате сотрудничества фонда «Христианская Россия» с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником появился новый, 40-й по счету выпуск – альбом-календарь на 2019 г., посвященный Богородичным иконам Владимиро-Суздальской земли. Об издании подробно рассказала автор текста Марина Быкова. По ее словам, из двухтысячного фонда икон примерно треть составляют образы Божией Матери, а самые ценные и известные из них наиболее полно представляют музей, поэтому тему издания долго выбирать не пришлось.

Издание открывают три самых древних и самых известных образа: это Боголюбская икона, написанная в XII в. по заказу князя Андрея Боголюбского (в 2009 она пережила серьезные повреждения и до 2016 над ней трудились реставраторы; сейчас икона находится в музее на мониторинге) – это образ общерусского почитания, существует множество ее списков; уникальная Максимовская икона рубежа XIII-XIV вв., реплики которой, в отличие от Боголюбской, практически неизвестны; Владимирская икона рубежа XIV-XV вв. – один из первых списков чудотворной иконы XII в., который приписывается кисти прп. Андрея Рублева, этот образ украшает обложку издания.

Далее в альбоме представлены иконы XV-XVII вв., среди них образы, связанные с суздальскими Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями, редкие по иконографии «Богоматерь Умиление с избранными святыми», «Богоматерь Корсунская», «Благовещение» с тремя белыми лебедями в нижней части композиции, «Богоматерь Испанская». Читатели найдут в альбоме две иконы Симона Ушакова, Казанскую икону, принадлежавшую роду князей Пожарских, и другие шедевры, о которых подробно рассказывает автор текста.

Завершая вечер, Дж. Парравичини ответила на вопрос о следующем издании: оно будет посвящено святым Ростовской земли, главной темой станут образы святителей.
Благовест-Инфо