СПбДА провела мастер-класс по церковному чтению

СПбДА провела мастер-класс по церковному чтению

В пятницу, 15 марта, в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла молодёжная встреча гостей Духовной школы с её преподавателем протодиаконом Кириллом Журавлёвым.

Организаторы посвятили вечер теории и практике церковного чтения на церковно-славянском языке. На встречу пришла группа учащихся на курсах религиозного образования и катехизации при Александро-Невской лавре.

В первую очередь отец Кирилл рассказал о природе церковного чтения:

«Церковное чтение напрямую соотносится с пением. Техника возглашения текстов плотно связана с правильной постановкой дыхания. Свои гимны царь Давид воспроизводил под музыкальные инструменты. Изначально все богослужебные песнопения, переведённые на славянский язык — стихотворный жанр. Но так сложилось, что при переводе стиль несколько изменился. И теперь мы чтением нараспев “изображаем” пение или декламацию стихотворения. Есть такой стихотворный размер — гекзаметр. Он характерен для античной литературы, баллад. Способ чтения церковных текстов  напоминает  произведений этого строфного стиля».

После теоретического введения преподаватель перешёл к обсуждению  и объяснению сути правильного воспроизведения церковных произведений:

«В любом чтении необходимо выделять основную мысль Для этого необходимо, чтобы псаломщик сам понимал читаемый текст. Есть три основных стиля чтения церковных текстов. Первый — чтение псалтири. Он монотонный, без интонационных скачков, смысл в основном выделяется за счёт пауз. Второй стиль — чтение канона. Он трёхуровневый, с возвращением в тонику. Его особенность обусловлена тем, что чтец должен находиться в гармонии с хором. Третий стиль — стиль чтения Священного Писания. Как правило, чтец начинает достаточно низко и постепенно повышается. В текстах Нового Завета больше учительной и догматической части — она сложнее для выделения основной мысли. А в Ветхом Завете больше исторической и повествовательной — донести мысль и расставить правильные акценты тут значительно легче».

Далее протодиакон на примере ряда разных чтений показал способы выделение смысла читаемого. Особенный интерес у слушателей вызвало чтение апостола.

После теоретической части гости смогли задать интересующие их вопросы, и  все желающие смогли потренироваться в чтении разных церковных текстов под руководством отца Кирилла.

Завершая встречу, её организаторы поблагодарили гостей за визит и пригласили посетить Академию вновь.