В Государственном музее Пушкина открылась выставка работ Бориса Непомнящего. На ней — иллюстрации к роману Достоевского "Братья Карамазовы". К этой книге художник возвращается на протяжении почти всей своей жизни, сообщает телеканал "Культура".
"Паутинки" карандашных линий о паутине, в которую попадают и никак не могут выбраться "Братья Карамазовы". Иллюстрации Бориса Непомнящего — не ребус, сети — распутывать которые нужно нить за нитью, постигая мир Достоевского, постигая себя. Впервые роман "Братья Карамазовы" Непомнящий прочитал в 33 года. В эти глубины без опыта не войти, уверен художник. С тех пор иллюстрирует произведения Достоевского, более 40 лет.
Наталья Григорьева, генеральный директор ФГБУК "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник": "Борис Львович — одессит, это многое объясняет в его характере. Он очень шутливо, иронично, остроумно всегда подмечает и жизненные процессы, и качества человека. Я думаю, что это тоже во многом повлияло на его понимание произведений Федора Михайловича Достоевского однозначно. Поскольку он очень вчитывается в текст и это видно по его произведениям, на самом деле".
Борис Непомнящий начинал с техники цветного офорта. Графические листы выполнял на таком же станке, какой был у Альбрехта Дюрера. Непомнящий заказал себе точную копию, только не из дерева, а из металла. В конце 80-х художник вновь погружается в мир Карамазовых, но уже с помощью простого карандаша.
Татьяна Воропаева, хранитель фонда живописи, графики, скульптуры ФГБУК "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник": "Эта его техника очень интересна, она заключается в том, что все пространство листа покрывается тонкими линиями в виде паутины, которые переплетаются, окутывают все детали изображения и создают такую интересную особую метаморфозу материи".
Самый большой цикл иллюстраций Непомнящий создал семь лет назад, оформляя Музей романа "Братья Карамазовы" в Старой Руссе. В 29 рисунках — вся галерея образов. Живые портреты персонажей художник "сочинял" годами, не слепо следуя за текстом, а наблюдая за реальными людьми.
"В какие-то там давнишние годы была японская делегация в Старой Руссе, в доме-музее Достоевского, и один японец попросил оставить его одного в зале, в доме, в комнате, где Федор Михайлович работал, попросил стул. И он просто посреди комнаты сидел один. И тогда, когда вышел из этой комнаты наш гость и сказал: ну теперь можно и умирать", — рассказала Наталья Григорьева.
Борис Непомнящий к текстам Достоевского регулярно возвращается. Спустя десятилетия они не кажутся ему исчерпанными. Наоборот, в них открываются всё больше загадок, смыслов, глубины.... "Я строю лесенку — говорит художник. — Иллюстрации к книге — ступени для её понимания".