В Италии издан четырехтомник, посвященный истории взаимоотношений Церкви и государства в России

В Италии издан четырехтомник, посвященный истории взаимоотношений Церкви и государства в России
В миланском издательстве “Jaca Book” вышло в свет фундаментальное издание «История России и соседних стран. Церковь и империя». Его автором стал Джованни Кодевилла (Giovanni Codevilla), юрист, профессор церковного права в университете Триеста (Италия).

Об этом сообщает сайт Радио Ватикана.

Итальянский ученый в своей деятельности сосредоточился на проблеме правового статуса Православной церкви в России — начиная с первых веков христианства на Руси и заканчивая современностью. В предыдущие годы Дж. Кодевилла опубликовал несколько книг, посвященных этому вопросу. 

Еще в 1972 году вышло в свет издание «Церковь и государство в Советском Союзе», в котором автор всесторонне исследовал систему власти и проблему соблюдения свободы совести в СССР, а также представил пунктуальный анализ советского законодательства о культах и религиозных объединениях.

В 2008 году вышла еще одна книга Джованни Кодевиллы — «Царь и патриарх: отношения между престолом и алтарем в России от истоков до наших дней». 

Вышедший в свет четырехтомник представляет собой плод более чем сорокалетних исследований Дж. Кодевиллы. 


Том I. Русское средневековье. X—XVII века

Первый том посвящен зарождению исторических и религиозных связей между византийским миром и восточными славянами. Историческая хронология начинается обращением Киевского княжества в христианство. 

По мнению автора, это был решающий шаг, который помог сформировать культурную, религиозную и политическую матрицу русской истории, а также историю украинских и белорусских земель. Дж. Кодевилла напоминает, что концепция согласия между политической и религиозной властями — так называемая идея симфонии властей — была позаимствована на Руси именно у Константинополя. 

Автор подробно останавливается на некоторых фундаментальных темах — например, он пишет о роли монашества в распространении христианской культуры и защите христианских ценностей во времена монголо-татарского ига, рассуждает о других факторах, повлиявших на формирование религиозного мира русского православия. Среди них важность литургии и богослужения в целом в религиозном обиходе Древней Руси, зарождение в XV веке единого русского государства, падение Византии и связанная с этим известная концепция «Москва — третий Рим».

Эсхатологическая теория Москвы как Третьего Рима и теократическое видение московского государства составляют, по мнению автора, главное содержание этого периода. Джованни Кодевилла тщательно реконструирует историческую обстановку того времени, делая акцент на правовых аспектах воазимоотношений Церкви и государства.

Дж. Кодевилла исследует исторические связи между русским православие и западным христианством. На эти процессы повлияли многие события — начиная с татаро-монгольского нашествия и заканчивая расширением Великого княжества Литовского на запад.

Большое внимание в книге уделено попыткам объединения — в частности, Ферраро-Флорентийскому собору 1439 года и Брестской унии 1596 года. 

Автор дает свое видение происхождения великого старообрядческого раскола. По мнению Дж. Кодевиллы, староверы представляли подлинную национальную Церковь, в то время как официальная, государственная Церковь спустя некоторое время, при Петре Первом изменит не только свою роль, но и название. 


Том II. Имперская Россия от Петра Великого до Николая II. 1682—1917

Отношениям Церкви и государственной власти в Российской империи посвящен весь второй том — «Имперская Россия от Петра Великого до Николая II. 1682—1917». 

Начало нового, синодального периода истории Русской церкви было ознаменовано упразднением патриаршества и созданием Священного Синода в качестве руководящего Церковью органа, который возглавил государственный чиновник — обер-прокурор, по выражению самого Петра I, «око государево и стряпчий о делах государственных».

В то же время автор полагает, что было бы упрощением рассматривать синодальную Церковь лишь как некое министерство по религиозным делам, как часть государственной бюрократии. Несмотря на подчинение царской власти, Русская православная церковь продолжала существовать в виде сложной структуры, сохраняя в значительной степени свои традиции. Помимо этого, Русская церковь была независима от формы государственного правления в стране.

Автор осуществил детальный анализ имперского законодательства в области отправления религиозных культов. Дж. Кодевилла исследовал источники и нормативы Российской империи, к которым до сих пор почти не обращались западные ученые.

Хронология второго тома завершается февральской революцией и Поместным собором 1917 года. Восстановление патриаршества Дж. Кодевилла рассматривает как возвращение к архитектуре церковного управления в соответствии с каноническими нормами. 


Том III. Советская империя. 1917—1990

Третий том исследования целиком посвящен событиям коммунистического периода. Будучи признанным знатоком этого периода, Джованни Кодевилла подробно и точно излагает хронологию событий, последовавших за 1917 годом. При этом он опирается на многочисленные документальные источники.

С их помощью автор реконструирует различные этапы антирелигиозной политики новой власти и излагает картину отношений между большевиками и Православной церковью. Он особо останавливается на личностях патриарха Тихона (Беллавина) и митрополита, а затем патриарха Сергия (Страгородского), чьи противоречивые решения стали определяющими для истории православия в советский период.

Историк не ограничивается только письменными источниками, он обращается к еще не публиковавшимся данным. Например, он приводит секретное распоряжение Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии от 30 июля 1937 года, подписанное Сталиным, в котором содержится приказ «в течение четырех месяцев физически уничтожить бывших кулаков, преступников и другие антисоветские элементы». При этом среди «антисоветских элементов» указаны в том числе «активисты сект и священники». 

Именно этот указ повлек наиболее жестокую волну репрессий против иерархов и духовенства Русской православной церкви: в зимние месяцы 1937-1938 годов большая часть архиереев, тысячи священников, монашествующих и простых верующих будут расстреляны.

Джованни Кодевилла анализирует также переломный момент 1943 года, когда вступила в силу новая сталинская политика по отношению к Православной церкви. 

Значительное внимание уделено истории Украинской греко-католической церкви, особенно ее ликвидации органами советской власти в 1946 году.

Период правления Н. Хрущева знаменует собой возобновление агрессивной антирелигиозной политики государства по отношению к Церкви. Затем следует долгий период брежневского застоя, конец которому положила новая политика перестройки и гласности, провозглашенная Михаилом Горбачевым. 

В эти годы принимается новый закон о свободе вероисповедания. Однако, как отмечает автор, в действительности он не стал началом нового периода отношений между Церковью и государством, поскольку светские власти взяли на вооружение западную модель, при которой Церковь рассматривается как часть государственной структуры управления. 

Конец коммунистического режима и изменение геополитической конфигурации советского пространства поставили Московский патриархат в исторически беспрецедентное состояние: Церковь оказалась разделенной между множеством государств. 


Том IV. Русская православная церковь в современной России

Последний, четвертый том исследования посвящен анализу постсоветского периода истории России и Русской православной церкви.

В частности, автор останавливается на современном состоянии взаимоотношений православия и католицизма. Он рассказывает в том числе о проблеме политики прозелитизма, которую, по мнению Московского патриархата, проводит Ватикан на канонической территории Русской православной церкви.

Однако Дж. Кодевилла заявляет, что эта якобы агрессивная политика Рима не находит подтверждения в статистических данных, которые приводятся в книге. Они свидетельствуют, что численность католиков в России и на постсоветском пространстве остается стабильной и, во всяком случае, она существенно ниже аналогичных показателей в царской России.


«История гонений и мученичества, репрессий и сопротивления, угнетения и выживания»

В рецензии, опубликованной на сайте Радио Ватикана, профессор истории университета Roma Tre Адриано Роккуччи (Adriano Roccucci) подчеркнул, что преимущество вновь опубликованного исследования состоит в том, что автор уделяет внимание истории Русской церкви в советский период.

«Это была история гонений и мученичества, репрессий и сопротивления, угнетения и выживания. Часто можно услышать упрощенные суждения об этой трагической странице в истории русского православия. Решения, принимавшиеся главами Церкви, были противоречивыми: они провоцировали конфликты и острые дебаты, с неизбежными последствиями для историографии. Сопротивление и приспособленчество, мученичество и компромисс, непримиримость и гибкость, обличения и молчание проявлялись как непреложные альтернативы», — пишет А. Роккуччи.

Он констатирует, что в настоящее время в сфере западных историков и историографов зреет осознание того, что это были не альтернативные пути, а разные аспекты сложной и драматической жизни Церкви в тисках тоталитарного режима, которые проникали в жизнь, в сознание, в принимаемые решения каждого духовного лица и верующего. 

«Это были муки великой Церкви в условиях порой невыносимых, всегда трудных, в которые она была поставлена реальностью советского общества. Русская церковь столкнулась с замыслом, который стремился уничтожить ее, и ей пришлось разработать стратегии для выживания и сопротивления. Столетие революции 1917 года — это возможность вернуться назад, чтобы поразмышлять об исторических событиях, и эту возможность нельзя упустить», — резюмирует А. Роккуччи.

Автор книги Джованни Кодевилла преподает сравнительное церковное право и право стран Восточной Европы в университете города Триеста и известен в Италии и за ее пределами как один из крупнейших специалистов по истории Русской православной церкви, особенно ее советского периода.

Источник: Рублев.com

Теги: