27 февраля в рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в
Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол «Образ семьи в русской литературе: от классики до наших дней».
Во встрече приняли участие помощник председателя Издательского совета, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрий Володихин, протоиерей Владимир Вигилянский, лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева, лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень, руководитель литературного объединения СКОЛ Виктория Балашова, писатель, редактор, Елена Тростникова, писатель, лауреат литературной премии имени Афанасия Никитина Полина Матыцына, писатель, многодетная мать Елена Кучеренко, сотрудница аппарата Издательского совета Валентина Курицина.
В своем вступительном слове митрополит Калужский и Боровский Климент указал, что в современной литературе грех нередко изображается как что-то красивое, интересное, привлекательное, особенно эта тенденция заметна в текстах семейной тематики. «Описывается не борьба с искушением, не трагизм разрушения семьи, а «красивые чувства» людей, совершающих грех».
Помощник председателя Издательского совета Дмитрий Володихин рассказал о премиях, вручаемых в рамках конкурса «Новая библиотека» за изданные произведения для юношества (премия имени С.Т. Аксакова) и за произведения о семье (премия имени святых Петра и Февронии Муромских), а также привел примеры образцов показа семьи в литературе разных веков, сделав акцент на «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Семейной хронике» С.Т. Аксакова.
По мысли протоиерея Владимира Вигилянского, в классической литературе грех и добродетель всегда четко разводились. Ситуация поменялась в XX веке или несколько ранее, на рубеже веков.
Лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень выразил мнение, что тема семьи у большинства писателей не на первом месте, к изображению семьи существовали и существуют разные подходы. В частности, воспитание ребенка – редкая тема. Но в наши дни, когда в литературе немало женщин, можно надеяться, что появятся хорошие книги о материнстве.
Лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева подчеркнула, что грех разрушает семью, при этом со времен романтизма в некоторых произведениях грех эстетизируется, романтизируется, и это оказывает влияние на читателя. С другой стороны, есть произведения, прочитав которые можно «заразиться» желанием иметь большую семью. В качестве примера Олеся Николаева вспомнила семью Ростовых из романа «Война и мир».<br>
Виктория Балашова отметила недостаток книг, в которых в центре повествования оказалась бы семья с детьми, а также напомнила о важности основы, фундамента семьи и правильных приоритетов.
Елена Тростникова поделилась воспоминаниями о детстве и юности, а также читательским и авторским опытом, свидетельствующим, что настоящая литература не рождается только из идеологических установок, а образ семьи в литературе лучше всего отражен через призму восприятия ребенка («Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Лето Господне» И.С. Шмелева).
Полина Матыцына в своем выступлении сделала акцент на детском и подростковом чтении в разные годы и века. В частности, она указала, что распространяемая современной массовой литературой представление о магии как о благе нередко уводит ребенка из семейного круга, наполняет его сознание беспочвенными мечтами и стремлениями. Необходимо, чтобы наша литература, предназначенная для подростков, противостояла этой тенденции: разрушала красивые иллюзии, возвращая юношей и девушек к семье.
Елена Кучеренко указала на малое количество литературных произведений о жизни семьи, в которой растет ребенок с особенностями здоровья, подчеркнув, что рождение и воспитание в семье такого ребенка нередко показывает, чем живет семья.
Сотрудница аппарата Издательского совета Валентина Курицина, вспомнив о юбилее Антона Павловича Чехова в этом году, на примере родительской семьи Чеховых показала, как нередко в широкой аудитории создается однобокое, далеко не полное представление как о семье в целом, так и об отдельных ее членах, и как это существенно может исказить облик семьи.
Встреча продолжилась живой дискуссией, в ходе которой участники делились мнением о наиболее сильных произведениях семейной тематики, а также об основных подходах к изображению семьи на страницах книг.