12 мая 2021 года в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялась всероссийская научная конференция «Спорные вопросы истории: взгляд Церкви. К 100-летию Кронштадтского восстания 1921 года».
В работе конференции приняли участие: помощник председателя Издательского совета доктор исторических наук Д.М. Володихин, общественный деятель Л.П. Решетников, историк М.Б. Смолин, историк В.Г. Хандорин, писатели А.Ю. Сегень, Э.А. Геворкян, Н.В. Иртенина и другие эксперты.
Мероприятие проводилось в рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Открывая работу конференции, митрополит Калужский и Боровский Климент, сообщил, что Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации на протяжении нескольких лет разрабатывает тему «Духовные причины революционных потрясений ΧΧ века». По его словам, важным направлением в рамках этой темы стало обсуждение ряда вопросов, объединенных общим наименованием «Церковь и историческая наука». Владыка отметил, как важно давать христианскую оценку сложным страницам отечественной истории. Он подчеркнул, что необходимо извлекать из прошлого правильные уроки, чтобы не допустить в нашей стране новых гражданских противостояний, братоубийственных войн. «Отход от нравственных идеалов Православия привели к кровавым столкновениям, разделившим русское общество на борющиеся лагеря. Изучение этого духовного кризиса, его причин и последствий, могут в перспективе уберечь современное общество России от повторения социальных катаклизмов вековой давности», – заключил митрополит Климент.
Своим взглядом на эпоху социальных потрясений ХХ века поделился Д.М. Володихин, который в частности отметил: «Кронштадтское восстание – настоящий пик в истории гражданской войны. А именно пик безнадежности в том всеобщем озлоблении и отходе от христианских эталонов поведения, который и представляет собой квинтэссенцию духовного кризиса. Одновременно с ним горели громадные крестьянские восстания на Тамбовщине, в Западной Сибири, на Кавказе. Но в Кронштадте пролилось больше всего крови». Оценивая события этого периода, историк констатировал: «громадные народные массы на финише гражданской войны уже не были с большевиками, их пришлось драконовскими методами подавлять».
Л.П. Решетников посвятил свое выступление анализу мотивации людей, шедших в революцию. Многие, по его словам, были «без царя в голове, без креста в душе». В отходе от христианских ценностей видит докладчик одну из причин революционных потрясений. А.Ю. Сегень рассказал об опыте художественного осмысления гражданской войны в своем творчестве на примере романа «Господа и товарищи».
Тему гонений на Церковь в советский период отечественной истории затронула Н.В. Иртенина: «Погибшие в марте 1921 года церковнослужители Кронштадта приняли мученическую кончину не потому, что стали случайными щепками от вырубаемого леса, а потому, что до конца исполнили свой христианский и священнический долг».
Своим взглядом на причины поражения Белого движения поделился В.Г. Хандорин, который в частности отметил, что большевики были очень успешны в пропаганде. Э.В. Геворкян подчеркнул, что в основе любых социальных потрясений, как правило, лежит духовный кризис общества. М.Б. Смолин коснулся такой актуальной темы как романтизация советского периода истории в современной России.
В ходе дискуссии на конференции прошло обсуждение содержания школьных и вузовских учебников по истории и по литературе. Также состоялся обмен мнениями о том, как показывается эпоха гражданской войны и гонений на Церковь в современном кинематографе.