4 октября 2019 года в рамках плановой работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации проведен круглый стол «Церковь и современный театр».
В мероприятии участвовали: председатель
Издательского совета Русской Православной Церквимитрополит Калужский и Боровский Климент; доктор исторических наук, лауреат Патриаршей литературной премии, помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви Д.М. Володихин; художественный руководитель Московского театра русской драмы, заслуженный деятель искусств РФ М.Г. Щепенко; доктор филологических наук К. А. Кокшенёва; заслуженная артистка России, актриса МХАТ им. М. Горького Л.Л. Матасова; заслуженная артистка России, актриса МХАТ им. М. Горького Ю. А. Зыкова; актер театра «Глас» Н.М. Калёнов; драматург, сценарист, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягин; театральный и кинорежиссер В.В. Быков и другие.
Для обсуждения участникам были предложены следующие темы и вопросы:
– Насколько христианское мировоззрение характерно для театральных постановок в России нашего времени (2010-е годы)?
– Как можно расширить диапазон христианских по духу драматических произведений на театральных подмостках?
– Какую духовную помощь может получить современный русский театр от Русской Православной Церкви?
– Взаимодействие Церкви и общества в поисках ценностных рамок театральных экспериментов.
В своем выступлении митрополит Калужский и Боровский Климент кратко рассказал о деятельности Издательского совета и работе Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, которую он возглавляет. Он отметил, что стоит задача – развивать отношения Церкви и творческого сообщества. Владыка подчеркнул особую роль театра в русской культуре. «Искусство должно нести добро в мир и раскрывать богатство внутренней жизни человека», – сказал архиерей. Он высоко отозвался о творчестве Пушкина и Достоевского, и напомнил, что в советское время люди приходили к Богу через русскую классику, а также посещая театр. Книги и спектакли помогали человеку задумываться о смысле жизни и своем предназначении. «Мы должны сохранить нашу великую русскую культуру и православную веру и передать ее молодому поколению», – подчеркнул владыка. Глава Издательского совета высказал пожелание, чтобы творческие люди в своих произведениях чаще обращались к истории ХХ века и рассказывали о подвиге новомучеников и исповедниках Русской Церкви. «Все доброе созидается усилием. Разрушать легко – строить сложно. Искусство – один из способов познания и отражения действительности. Театр должен работать на просвещение. И важно найти ключик к зрителю», – сказал митрополит Климент.
Краткий обзор основных вех в истории театра от древности до наших дней сделал Дмитрий Володихин. Он отметил, что современная русская культура должна существовать в рыночных условиях, и при этом расколота на несколько секторов: либеральный, левый, консервативно-православный. «У каждого свой домен», – сказал Дмитрий Володихин. При этом театров с православным репертуаром – не так много, более того, «домен» христианского мировидения в театре – меньше, слабее, чем в художественной литературе, кинематографе и науке. Театр в этом смысле производит тягостное впечатление и нуждается в поддержке.
Режиссер Михаил Щепенко рассказал о деятельности Московского театра русской драмы, который он возглавляет. «Мы работаем на чужой территории гуманистического искусства, которое вне Бога. Создавать христианское искусство – сложная задача. Быть художником – это чудо и подвиг погружения в стихию вдохновения», – отметил он и подчеркнул важность воспитания современного молодого зрителя, который зачастую хочет развлекаться, а не думать о проблемах. По словам Михаила Щепенко, говорить о Боге следует так, чтобы это не вызывало отторжения. «Нужно находить адекватную форму, чтобы получался контакт со зрителем», – резюмировал выступающий.
Своим взглядом на театральную ситуацию поделилась критик Капитолина Кокшенёва. Она негативно отозвалась об опыте актуализации классики и спектаклях, с которых «уходишь больным». По ее словам, нужно поддерживать современное русское культурное самосознание. Она предложила выстраивать соработничество на почве национальной культуры, продолжая традиции театра Островского и МХАТа. Капитолина Кокшенёва выразила мысль: создание подлинно христианского театра требует сотрудничества театрального сообщества и Церкви.
Своего рода коллективный доклад о современном состоянии русского театра сделали две заслуженных артистки России, служащих во МХАТе имени М. Горького: Юлия Зыкова и Лидия Матасова. Обе высказались о состоянии дел в русском театре с критических позиций. Юлия Зыкова, в частности, подчеркнула: «Мы верим, подчиняясь обаянию театра, в победу добра, хотим в нее верить… Но из современного театра ушла открытость, искренность. Не нужен набирающий силу театр как чистое развлечение и утилизация вседозволенности… Душа человеческая ищет Бога, и театральное искусство может указать направление к порогу храма». Лидия Матасова выразила свои мысли резче. По ее мнению, современный театр глубоко развращен, учит порокам, насилию, извращениям. А там, где, вопреки всеобщей тенденции, видны ростки национального, христианского театра, они беспощадно уничтожаются. С точки зрения Лидии Матасовой, для Церкви желательно не поддерживать тех театральных деятелей, которые пытаются выглядеть православными, играть в православие, но этим лишь прикрывают свою распущенность.
Владимир Малягин, драматург, сценарист, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» выразил идею, согласно которой Церковь должна возвысить голос в защиту русской культуры, адресуясь к государству.
В дискуссии также приняли участие актер театра «Глас» Николай Калёнов и режиссер Владислав Быков.