26 января 2024 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXXII Рождественских образовательных чтений прошла очно-заочная конференция «Литературное творчество как средство воспитания личности».
Целью конференции стало совершенствование методологии работы с литературно одарёнными школьниками, обмен лучшими педагогическими практиками в сфере привлечения детей к вдумчивому чтению и художественному письму.
Модератором конференции выступил заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), а организатором – директор Международного детско-юношеского литературного конкурса им. И.С. Шмелёва «Лето Господне» Елена Кульбовская.
Арсенал педагогических приёмов и средств углублённого изучения русской литературы у практиков и методистов оказался самым широким.
С докладом о значении вызова как начального импульса к написанию художественного сочинения выступил поэт, прозаик, публицист, критик, преподаватель Литературного института им. Горького, главный редактор конкурса «Лето Господне» Сергей Арутюнов.
Его тезисы во многом поддержала член Союза журналистов России, член Союза детских и юношеских писателей, эксперт Международного литературного конкурса для детей и юношества имени Шмелёва «Лето Господне» Ирина Шейбак (Санкт-Петербург), познакомившая собравшихся с опытом своего литературного наставничества в одной из школ Оренбургской области, сотрудничества литературной студии под её руководством с федеральными и региональными детскими литературными конкурсами и их результатами.
Целую линейку педагогических практик вдумчивого чтения развернула в своём выступлении заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы школы г. Сызрань «Кристалл», эксперт Международного литературного конкурса для детей и юношества имени Шмелёва «Лето Господне» Анжелика Зимина, сосредоточившаяся на том, что у современных детей, как ни странно, остаётся всё меньше времени на чтение и потому не формируется художественного сознания. В целях привлечения внимания к словесности Анжелика Игоревна использует приёмы создания портрета литературного героя в цитатах, замены одних одной портретной детали на другую и анализа того, почему заменённая деталь искажает создаваемый автором образ.
О специфике литературного творчества детей в условиях военного конфликта рассказала учитель русского языка и литературы, эксперт конкурса «Лето Господне» Наталья Кайдаш (Донецк). По её словам, трагедия Донбасса накладывает на творческую деятельность школьников особый отпечаток, в котором заметны черты как отстранения от весьма тягостной повседневности бомбёжек и обстрелов, так и терапевтического выписывания из внутреннего существа перенесённого страдания, так и попытка соотнести себя с высшими нравственными величинами.
О целительном воздействии произведений русской литературы на формирование личности учащихся рассказала директор школы, учитель русского языка и литературы Светлана Дудковская (Ельск Гомельской области Республики Беларусь). В сходном ключе – о высокой роли учителя русского языка и литературы в овладении учеником сокровищами русской культуры на многочисленных примерах поведала директор церковной школы, лауреат премии Иосифа Чернова, эксперт конкурса «Лето Господне» Галина Черепанова (г. Алматы, Республика Казахстан).
Учитель русского языка и литературы Наталья Ирлянова (г. Первомайск Нижегородской области) познакомила собравшихся с набором практических приёмов привлечения школьников к чтению. Среди них – вводные «пятиминутки»-прологи к изучаемым произведениям, интеллектуальные игры на подбор ассоциаций к словам и понятиям, графический «треугольник нравственности» и «адвокат героя».
Учитель русского языка и литературы, эксперт конкурса «Лето Господне» Наталья Клинцова добавила к общей картине наработок несколько интереснейших практик – например, стилистический этюд по написанию миниатюры на заданную фразу в стилистике различных писателей, а также рассказала о «годичном стиле» жизни обычного класса средней школы с конкурсом «Лето Господне».
Темой выступления специалиста по ведению группы конкурса «Лето Господне» в социальных сетях, волонтера и куратора групп очного этапа конкурса Ангелины Зиминой стал анализ классических и современных святочных и пасхальных рассказов. Нравственное начало этого жанра, по её мнению, настолько очевидно, что он может выступать средством воспитания личности.
Конференция завершилась выступлением учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ «Южный город» (г. Самара) Александры Чепкиной. В прекрасно оформленной художественно презентации Александра показала, что преподавание литературы неразрывно связано с театрализацией предмета. Лучшим синтетическим приёмом преподавания может выступать кукольный театр; дети увлекаются написанием сценариев, продолжают любимые сказки, исполняют различные роли, осваивают «смежные профессии», пишут аннотации к произведениям, рисуют открытки по ним, пишут поэтические миниатюры на разные темы.
Подводя итоги состоявшейся конференции, иеромонах Макарий (Комогоров) поблагодарил учителей за их труды, пожелал им помощи Божьей и заверил в поддержке Издательским Советом всех перспективных инициатив, анонсировав как выход очередного сборника сочинений трёх последних сезонов, так и методологического сборника статей, посвящённых работе с литературно одарёнными школьниками.