30 сентября 2020 года в
Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялась историко-литературная конференция «Образы святых в русской литературе».
Для обсуждения были предложены следующие
вопросы:
- Как в классической русской литературе отражались образы святых Русской Православной Церкви?
- Как отражаются образы святых в современной русской литературе (с 1990-х годов по сей день)? Появилось ли отличие по сравнению с дореволюционным периодом?
- Сколь успешно решается вопрос о популяризации образов новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX столетия в современной литературе?
- Как сделать тему святости привлекательной для творческой работы русского писателя наших дней и для современного читателя?
В мероприятии приняли
участие:
- В.В. Бондаренко (Минск), лауреат премии имени Ф.М. Достоевского (заочное участие);
- Д.М. Володихин (Москва), лауреат Патриаршей литературной премии;
- О.И. Елисеева (Москва), лауреат премии «Золотой Дельвиг»;
- Н.В. Иртенина (Московская область), лауреат премии «Новая библиотека»;
- Е.А. Федорчук (Саратов), лауреат премии «Новая библиотека»;
- И.А. Богданова (Санкт-Петербург), лауреат премии имени С.Т. Аксакова;
- В.Ф. Терехин (Калуга), лауреат международной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина;
- С.С. Арутюнов (Москва), главный редактор конкурса «Лето Господне»;
- В.Ю. Малягин (Москва), главный редактор издательства «Даниловский благовестник».
Митрополит Климент сделал краткий обзор, как раскрывалась тема святости в русской словесности от Средневековья до наших дней. «Последние три десятилетия обогатили русскую литературу множеством полновесных, художественно состоятельных образов святых. Так, например, лауреат Патриаршей литературной премии Александр Юрьевич Сегень нарисовал утонченно-изысканные портреты преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского в романе «Державный». Алексей Иванов обратился к судьбам святого Филиппа, митрополита Московского, а затем рассказал о святых Сибири: святителях Иоанне и Филофее Тобольских. К теме святости обращались в своих произведениях известные писатели Владимир Крупин, Валерий Ганичев, Константин Ковалев-Случевский, Дмитрий Володихин, Наталья Иртенина. О святом воине Феодоре Ушакове и преподобном Серафиме Саровском рассказала Ольга Игоревна Елисеева. Большой список книг, посвященных православным святым, вышел в серии «Жизнь замечательных людей». И здесь хотел бы отметить замечательную книгу Вячеслава Бондаренко об отце Иоанне (Крестьянкине), и вышедшую в этом году книгу «Святые старцы»», – сказал владыка.
Он также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее – образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени, и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», – заключил митрополит Климент.
На конференции был зачитан доклад писателя
Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам. «Моя книга «Святые старцы», изданная в серии «Жизнь замечательных людей» в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам 18-20 столетий. Это 10 небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского. Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато – как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?», – говорится в докладе.
Доктор исторических наук
Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над «портретами» святых обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов «окунает» средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», – подчеркнул докладчик.
Участница конференции историк и прозаик
Ольга Елисеева поделилась своим опытом работы над историческими романами. В частности, она рассказала, как создавала образ святого Федора Ушакова и описывала реалии эпохи, в которой он жил. Докладчик также отметила, что русские писатели-классики чувствовали робость при изображении духовенства и Русской Церкви в художественных произведениях, а современные писатели более смело и дерзновенно рассказывают о своем личном духовном опыте и религиозной жизни.
Писательница
Наталья Иртенина рассказала, что прикосновение к теме святости требует от писателя особой ответственности. По ее словам, необходимо руководствоваться чувством меры, держать дистанцию между собственной личностью и личностью святого, не пытаться подменять его собой, своими мыслями и представлениями, относиться к нему с должным почтением. Она выразила мнение, что биографии многих русских святых могут быть описаны в художественной литературе. «Это и благоверные князья, и архиереи-святители, созидатели русской государственности и культуры, и монахи-преподобные, прямые участники и свидетели судьбоносных событий отечественной истории, и блаженные, благочестивые жены, мученики, особенно новомученики и исповедники XX века. На этом перекрестье двух тематических векторов – святости и истории – могут создаваться произведения, исполненные не только христианского, но и глубокого патриотического звучания, просветительского духа. Знакомясь с перипетиями исторического сюжета, читатель будет впитывать знания о том, какую роль играла Церковь, церковные подвижники, святые в становлении российской державности, независимости, в отечественном просвещении, в военных победах», – сказала Наталья Иртенина.
Прозаик
Екатерина Федорчук сделала обзор творчества современных авторов, которые пишут на православную тему. Среди книг, которые вызвали широкий читательский отклик: «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), «Лавр» Евгения Водолазкина, «Современный патерик» и «Бог дождя» Майи Кучерской.
Писательница
Ирина Богданова посвятила свое выступление вопросу: как сделать тему святости привлекательной для творческой работы писателя наших дней и для современного читателя? По ее мнению, нужно писать увлекательно и понятно. «Хорошим примером сочетания захватывающей прозы и религиозной тематики, служит книга «Несвятые святые» митрополита Тихона Шевкунова, которую с одинаковым восторгом читают и верующие, и неверующие. Еще можно вспомнить роман Солоницина об св.Иоанне Шанхайском и рассказы о святых лауреата Патриаршей литературной премии о. Николая Агафонова», – отметила Ирина Богданова. Она также рассказала, как работала над образом Ксении Блаженной при создании книги «Отзвуки времени». Писательница придерживалась нескольких правил. «Во-первых, пишущий о святом, не имеет права отступать от жития и выдумывать эпизоды, которые не отражены в церковных источниках или подтверждены исследованиями. Во-вторых, писатель должен избегать приписывать свои мысли святому, или говорить от его лица. В-третьих, надо очень тщательно проработать эпоху и место действия», – рассказала Ирина Богданова.
Писатель
Сергей Арутюнов посвятил свой доклад образу Сергия Радонежского в рассказе Ивана Шмелева «Куликово Поле». Это произведение повествует о чудесном явлении в Советской России преподобного Сергия, ободряющего и укрепляющего христиан богоборческой эпохи. Докладчик подробно проанализировал содержание рассказа и художественные приемы писателя, сделавшего христианского подвижника героем своего рассказа. «Святому можно пересечь громадные пространства, расслышать мысли любого смертного – а значит, и молитву, обращённую как к нему, так и ко Господу, быть и в прошлом, и в будущем вечно», – отметил Сергей Арутюнов. Он также затронул тему влияния веры на русскую прозу на примере творчества Шмелева, Лескова, Ремизова и Андрея Белого.
Поэт
Вадим Терехин в своем выступлении коснулся религиозной темы в творчестве Державина, Пушкина, Гумилева, Мандельштама и Юрия Кузнецова. А драматург и прозаик Владимир Малягин поделился размышлениями о том, как раскрывалась тема святости в творчестве Достоевского.
Также на конференции опытом создания книг о св. Луке (Войно-Ясенецком) поделилась гостья из Переславля-Залесского писатель
Екатерина Каликинская.