В издательстве Московской духовной академии вышла монография доцента кафедры библеистики
МДА иерея Андрея Выдрина «Возникновение монархии в Древнем Израиле».
Монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле» представляет собой историко-филологический и богословский комментарий к Первой книге Царств, посвященной одной из важнейших вех в истории ветхозаветного Израиля — периоду возникновения государственности и введения монархической формы правления в одиннадцатом столетии до Р.Х. В это время израильтяне находились под владычеством более цивилизованного народа — филистимлян, одного из греческих племен, расселившихся на юго-западе Ханаана. Филистимляне пришли в эти края в результате нашествий на страны Восточного Средиземноморья и Египет воинственных «народов моря» в течение предшествующих двух столетий.
Во Введении обсуждаются прямые и косвенные свидетельства в пользу аутентичности большей части повествования Первой и Второй книг Царств, а также предполагаемые цели создания этих историй. Вопреки мнению многих библейских критиков, делается вывод о том, что, начиная с периода Давида и Соломона, в Израиле могли появляться письменные тексты, сохранявшиеся, наряду с устными преданиями, как в южной части страны, так и на севере в течение весьма продолжительного времени. В конце восьмого столетия основная часть всех этих традиций была собрана в Иерусалиме, где придворные писцы иудейского царя Езекии их объединили, отредактировали и по необходимости дополнили. В разделе, посвященном возвышению пророка Самуила, речь идет об одном из самых темных периодов истории Израиля, ставшем естественным следствием описанного в конце Книги Судей всеобщего хаоса. В то же время именно тогда на пророческое служение Господь призывает отрока Самуила. С точки зрения библейских писателей, с этого момента в Израиле началась новая эпоха — эпоха монархии. Само повествование показывает, что Израиль в рассматриваемое время ждал царя, но до появления угодного Господу законного царя в лице Давида Израиль пережил долгий период неопределенного ожидания.
В разделе, посвященном правлению Саула, повествуется о том, как израильский народ, в то время еще очень молодой в сравнении с другими народами Древнего Востока, оказался перед серьезным выбором, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба, а возможно, и само существование нации. Оставаться ли при старой политической системе судей, уже, по-видимому, изживавшей себя, и рисковать быть ассимилированными более развитыми и сильными соседями. Или же попытаться начать историю с нового листа, избрав из своей среды царя, «как у прочих народов». Требование поставить царя считалось греховным с религиозной точки зрения, и всё же пророк и последний судья Древнего Израиля Самуил помазал на царство первого израильского царя Саула (1 Цар. 8–10). Однако Саул стал сознательным нарушителем Божественной воли, вследствие чего Господь вскоре отверг его (1 Цар. 13–15).
Затем Бог Сам избирает в качестве будущего царя юного пастуха Давида, вследствие чего ставшего придворным музыкантом и личным оруженосцем Саула (1 Цар. 16). Во время таинственного помазания Давида совершилось одно из самых поворотных событий в истории Израиля и его монархии — переход божественного благословения и покровительства от Саула к Давиду. Этим эпизодом открывается длинное повествование о возвышении Давида. Достаточно большая часть исследования посвящена анализу уникального для всей Библии повествования о поединке юного Давида с филистимским богатырем Голиафом (1 Цар. 17). В комментарии проводятся параллели между этим поединком и единоборствами древнегреческих воинов, рассматриваются основные научные гипотезы о наиболее вероятном историко-хронологическом контексте этого рассказа, о принадлежности Голиафа к тому или иному роду войск, также выявляется богословское значение этой истории. Затем исследуется обширный раздел, в котором повествуется о преследовании Саулом Давида и о гибели первого израильского царя в битве с филистимлянами. При этом выявляются как подвиги, так и ошибки Давида. С одной стороны, его жизнь полна веры в Господа и послушания Его воле, он выдерживает личные испытания в трех разных ситуациях (главы 24–26) и остается верным Богу, вверяя себя Его попечению. С другой стороны, вскоре происходит совершенно неожиданный поворот событий. Давид стал настолько бояться Саула, что решил бежать к филистимлянам, оказавшись на службе в качестве вассала в армии, собиравшейся уничтожить Саула (глава 27–30).
Особое внимание в исследовании уделяется замыслу священного писателя: в ярком и живом описании непростых отношений между Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом он стремился выразить весьма важные богословские идеи. Кроме того, в комментарии отмечается искусная демонстрация библейским писателем действия таинственного Божественного Провидения в судьбах героев, и в особенности его главного героя, Давида, а также акцент на личных взаимоотношениях последнего с Богом.
Основная цель данного комментария заключается в том, чтобы помочь современному человеку ближе познакомиться с созданным более двух с половиной тысяч лет назад повествованием Первой книги Царств. Поэтому, в первую очередь, этот труд адресуется тем читателям Библии, которые, не имея специальной исторической, филологической и богословской подготовки, желали бы получить необходимую информацию о культурно-историческом контексте библейских сказаний и познакомиться с особенностями древнеизраильских традиций историописания. В монографии выявляются основные литературные и богословские принципы, которыми руководствовался священный библейский писатель, а также вложенные им в повествование, хотя не всегда заметные на первый взгляд, богословские идеи. Это издание будет также интересным и полезным для библеистов, профессионально занимающихся исследованием библейского текста, а также для преподавателей и студентов богословских учебных заведений и теологических кафедр в светских университетах.