В МДА вышел третий номер научного журнала «Вопросы богословия»

В МДА вышел третий номер научного журнала «Вопросы богословия»

В Издательстве Московской духовной академии вышел 3-й номер журнала о современном богословии «Вопросы богословия». В него вошли доклады Международной научно-богословской конференции по случаю сороковой годовщины преставления выдающегося православного богослова, философа и патролога протоиерея Георгия Флоровского. 

«Два мыслителя в разговоре о паламизме: софиологический паламизм отца Сергия Булгакова и неопаламизм отца Георгия Флоровского (1920-е гг.)» — статья д.ф.н., PhD in Philosophy Дмитрия Бирюкова продолжает изучение рецепции паламизма в русской мысли первой половины XX в. Дмитрий Сергеевич рассматривает первый этап обращения Г.В. Флоровского к паламитскому богословию, который связан с общением с С.Н. Булгаковым в 1920-х гг. Автор реконструирует исторический и интеллектуальный контекст рецепции паламизма двумя мыслителями.

«Концепция неопатристического синтеза: сегодняшний статус и возможности пакибытия». В этой статье д.ф.-м.н. Сергей Хоружий описывает основные этапы рецепции неопатристического синтеза отца Георгия Флоровского. Также Сергей Сергеевич рассмотрел аргументы современной критики этой концепции: неоправданная абсолютизация эллинской составляющей Предания в концепции «христианского эллинизма»; несправедливая критика русской религиозной философии Серебряного века; ошибочный консерватизм, исключающий всякое творчество в богословии и уводящий его от проблем современности. В итоге автор приходит к выводу, что концепция в главном не устарела, но должна принять новую форму, имеющую два крупных отличия: следует удалить из нее принцип христианского эллинизма и включить в нее опыт исихазма.

«Богословское осмысление истории протоиереем Георгием Флоровским». Доктор богословия М.С. Иванов рассматривает в этой статье подход отца Георгия к богословию в контексте истории, персоналистическое понимание истории и отказ от ее античного видения. Также Михаил Степанович соотносит подход Флоровского с концепциями Н. Бердяева и К. Ясперса.

«Логика, феноменология, герменевтика в исторической философии и богословии истории Георгия Флоровского». В этой статье д.ф.н. Инна Голубович на основе новых архивных документов Свято-Владимирской духовной семинарии раскрывает философию и богословие истории отца Георгия. Эти источники помогают понять методологические основания его наследия. Инна Владимировна утверждает, что его методология строится на синтезе логики, феноменологии и герменевтики. Особое внимание автор уделяет первому тому «Логических исследований» Э. Гуссерля с огромным количество пометок отца Георгия; «Софийской логической тетради» — конспекту его занятий логикой и плану задуманной диссертации «Теория индуктивного доказательства»; отзыву на его магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена».

«Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского как русло неопатристики» — в статье д.ф.н. Р.М. Руповой описываются изменения концепции неопатристического синтеза. Имея вначале довольно обобщенный характер, концепция уточнялась и включала в себя результаты междисциплинарных исследований. Этот дискурс включает экклезиологию, антропологию, богословие культуры, но именно богословие истории является стержнем всей концепции. В статье дан обзор работ Флоровского о христианском понимании истории за весь период его публикационной активности.

«Четырнадцатитомное собрание сочинений протоиерея Георгия Флоровского: критические замечания» — в статье д.ф.н. Алексея Климова дается критический обзор указанного англоязычного сборника и изучается его влияние на российские сборники трудов Флоровского. Алексей Евгеньевич дал положительную оценку только первым шести томам: первые четыре тома имеют в целом удовлетворительное качество, пятый и шестой тома содержат отличный перевод «Путей русского богословия». Также автор рассматривает четыре российских сборника трудов отца Георгия. Подбор материалов в этих сборниках показывает, что 14-томное собрание послужило существенным источником для российских составителей.

«“Кризис русского византинизма” и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси». В этой статье кандидат богословия диакон Сергий Пантелеев пишет, что только соотнесение святоотеческих текстов на славянском языке с греческой традицией в сводных каталогах позволит критически взглянуть на многие идеи отца Георгия и даст необходимую базу для объективного изложения древнерусского богословия.

«“Томление духа”: некоторые замечания по поводу критики трудов священника Павла Флоренского протоиереем Георгием Флоровским» — к.ф.н., кандидат богословия Николай Павлюченков рассматривает в этой статье критические замечания отца Георгия о книге отца Павла «Столп и утверждение Истины». Главный вывод, который делает Николай Николаевич, что Флоренский относил познание Истины к эсхатологической перспективе, но это вызывало у него не «томление духа», а радость ожидания грядущего преображения. Кроме того, автор статьи анализирует биографию и личностные особенности отца Павла, которые могли повлиять на его взгляды.

«Экклезиологические границы в контексте учения о кафоличности Церкви в трудах протоиерея Георгия Флоровского». В этой статье Георгий Паутов рассматривает мнение отца Георгия о границах Церкви на основе анализа его экклезиологических трудов. Также Георгий Владимирович изучает идею отца Георгия о наличии у Церкви богочеловеческого сознания.

«Его звали в Киеве “смиренным философом”. Влияние отца Феофана (Авсенева) на становление русской духовно-академической философской традиции: в интерпретации и оценке протоиерея Георгия Флоровского» — С.В. Ряполов рассматривает в этой статье философию отца Феофана (Авсенева), значительное влияние на которую оказали идеи платонизма, православное богословие и мистическое шеллингианство. По мнению отца Георгия Флоровского, он был наиболее ярким мыслителем киевской философско-богословской школы.

«Исследование границ христианского единства в трудах протоиерея Георгия Флоровского и протоиерея Василия Зеньковского» — статья Марии Синицкой посвящена истории экклезиологических поисков священников Георгия и Василия. Мария Алексеевна приходит к выводу, что мыслители решают вопросы о единстве и единственности Церкви, экклезиологическом статусе христианских конфессий через сакраментологию.