В "Михайловском" открылся фестиваль литературы и анимации "Пукшин и..."

В "Михайловском" открылся фестиваль литературы и анимации "Пукшин и..."
Фото: скриншот ТК "Культура"

"Пушкин и..." – название первого фестиваля анимации и литературы, который открылся в музее-заповеднике "Михайловское". В конкурсе участвуют мультфильмы, снятые по литературным произведениям. Корреспондент телеканала "Культура" Алия Шарифуллина продолжит.

Анимация появилась уже при жизни Пушкина. В начале XIX века изобрели тауматроп, фенакистископ и зоотроп – оптические игрушки, позволившие оживить изображение. В 1825 году Пушкин написал стихотворение "Движение", в котором, сам того не ведая, упомянул один из базовых принципов мультипликации: "движенья нет". Он и сам в какой-то мере был аниматором, оживлял статуи в "Медном всаднике" или "Сказке о золотом петушке".

"Александр Сергеевич – плоть от плоти мультипликации, анимации. Он сам одушевлял своих героев, он сам даёт нам возможности фантазировать, мечтать. Именно потому нам давно хотелось сделать что-нибудь похожее на этот фестиваль. Связка литературы и анимации – это очень точное выражение сути фестиваля", – рассказал директор музея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское" Георгий Василевич.

Почти 200 лет назад здесь, в родовом имении Михайловское, отбывал ссылку и оттачивал перо первый поэт России. Он приехал сюда романтиком-бунтарем, а уехал реалистом-психологом. Испытать на себе силу здешних мест и вдохновиться на новые эксперименты смогут теперь и участники фестиваля. За пределами шумных городов встретились аниматоры, писатели, режиссёры. Будут дискутировать и, конечно, смотреть кино. В программе – ретроспективные показы и конкурс.

"Анимация происходит от слова "одушевление". Если происходит на экране "одушевление", значит фильм хороший. Если он не вызывает никаких чувств и эмоций, значит что-то ещё не так. Будем ориентироваться на профессиональное и такие мистические немножечко ожидания", – заметил режиссёр, сценарист, художник-постановщик, председатель жюри конкурса анимационных фильмов Алексей Демин.

На главный приз претендуют 40 анимационных фильмов, снятых по литературным произведениям за последние два года. Есть экранизации народных сказок, поэзии Мандельштама и Мицкевича, молодых современных авторов. Тут же экранное переложение японской лирики, анимированное размышление о творчестве эпатажного Давида Бурлюка и даже семейные анекдоты. Алексей Караев привёз "Привычку", оживил стихотворения осетинского поэта Косты Хетагурова необычным способом.

"Хотелось упрощенные такие формы, гротесковые сделать, в стиле карикатуры, и тут увидел портрет один – замечательный портрет, который на меня так смотрел, большой, абхазец такой, но взгляд у него был, портрет был, ну вот прямо мой герой", – пояснил режиссёр-постановщик и автор сценария Алексей Караев.

В необычной сложной технике работает и Ирина Евтеева. Сначала снимает фильм с актерами, а затем добавляет анимационные эффекты. Для новеллы о блокадном Ленинграде "Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков" режиссёр немного изменила свой метод.

"Так как я аниматор такой немного странный, я снимаю кино, а потом уже обрабатываю изображение на стекле. Эта картина была снята на замороженных стёклах", – отметила режиссёр-постановщик, художник-постановщик Ирина Евтеева.

Отдельный показ посвятили хозяину фестиваля – Александру Пушкину. Самые разные картины, где поэт живой, домашний или даже смешной. Как, например в проекте "Пушкин и…" по иллюстрациям Игоря Шаймарданова. Первые серии уже готовы, в планах – 52 истории о приключениях поэта в селе Михайловское. Любопытно увидеть и то, как переплавляют слово поэта в анимацию молодые авторы. И в программе фестиваля немало новых прочтений всем знакомых литературных произведений.