Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

В Москве представили каталог выставки, посвященной русской духовной музыке

В Москве представили каталог выставки, посвященной русской духовной музыке
Фото: ОВЦС

Экспозиция, посвященная 300-летию Московского Синодального хора, завершила работу в феврале. Теперь гостям музея представили ее каталог, сообщает телеканал «Культура».

Детская хоровая студия «Ключ» при храме Всемилостивого Спаса в Митине – маленькая частичка большой истории русского церковного пения, которой и посвящен богато иллюстрированный каталог «Глагол таинственный небес». Его представили в Музее современной истории России авторы и организаторы одноименной выставки – Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Экспозиция рассказывает об истоках духовной музыки, пришедшей, как известно, в Древнюю Русь вместе с христианством из Византии. А потому выставка получилась всеобъемлющей: становится понятно, с чего начиналось вообще все и музыкальная культура в частности.

Один из центральных экспонатов выставки – Боровское Евангелие 1530 года. «Никогда в таком объеме не говорилось о русской духовной музыке. Именно поэтому эта выставка вызвала к жизни такую идею, как создание музея духовно-певческой традиции в Москве. Для того, чтобы каждый, даже просто школьник, который изучает сольфеджио в школе и просто учится пению, чтобы он знал, наследником какой великой певческой традиции он является», – сообщила председатель Наблюдательного Совета Фонда Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество Анна Громова.

А вот и первый урок – прямо в экспозиции на одном из экспонатов. Эта двухмануальная фисгармония принадлежала Сергею Рахманинову. «Всенощное бдение», написанное композитором в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, в конце 70-х – начале 80-х можно было услышать в московском храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

«Я прекрасно помню, как мы ходили в храм иконы «Всех скорбящих Радость» на Большую Ордынку, чтобы послушать «Литургию» Чайковского или «Всенощную» Рахманинова. И при этом я помню, как однажды настоятель вышел и сказал: «Что вы сюда пришли? Это не концертный зал, это богослужение. Но многие люди пришли в храм впервые только ради того, чтобы послушать это», – поделился писатель, культуролог Константин Ковалев-Случевский.

Уже в наши дни именно в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» несет свое служение Синодальный хор. Он был воссоздан в 2010 году и сегодня сопровождает важнейшие торжественные патриаршие богослужения.

«Каждый человек, каждая душа имеет свой голос, свой талант и свое призвание. И наша задача сегодня – говорить о Боге через духовные песнопения», – рассказал художественный руководитель и главный дирижер Московского синодального хора Алексей Пузаков.