В Москве представили новый альманах «Слово и камень»

В Москве представили новый альманах «Слово и камень»
Фото: prohram.com

Презентация альманаха «Слово и камень» — нового издания о сакральной архитектуре и искусстве – состоялась 27 ноября в Культурном центре «Покровские ворота». В первом выпуске альманаха опубликованы статьи и интервью ведущих архитекторов, художников, иконописцев, искусствоведов. Издание представил его главный редактор – архитектор, руководитель мастерской «Прохрам» Дмитрий Остроумов, сообщает "Благовест-Инфо".

По словам главного редактора, издание задумано как «творческий диалог, попытка осмысления многовекового опыта развития христианской архитектуры и искусства, его традиций и современного прочтения». В первом выпуске альманаха поднимаются вопросы о традиции и попытке эксперимента в церковном искусстве, об образе современного храма, гармонии интерьера и экстерьера, новых принципах взаимодействия храма с окружающей средой, о том, может ли церковный художник заниматься светским искусством. Остроумов надеется, что альманах станет площадкой для диалога художников, искусствоведов, заказчиков и спонсоров новых произведений христианского искусства, что он привлечет тех, кому интересен визуальный язык искусства Церкви.

В первом выпуске альманаха опубликованы как научные статьи, так и тексты в свободной форме. Здесь есть материалы художника-мозаичиста Александра Корноухова, иконописца диакона Алексея Трунина о «халтуре в церковном искусстве», интервью с искусствоведом, завкафедрой Московской духовной академии Ниной Квливидзе; впервые опубликованная на русском языке статья итальянского архитектора Луиджи Моретти «Эклектика и единство языка»; статьи искусствоведов о византийской алтарной преграде, о древнерусском певческом искусстве, о творчестве современного скульптора Сергея Антонова.  «Иконописец – зерцало в руках ангельских» – так издатели назвали опубликованный триалог искусствоведа Ирины Языковой, иконописца и архитектора Александра Солдатова и Дмитрия Остроумова. Последний публикует в альманахе свою статью «Община, Церковь, храм, социум. Интеграция сакральных пространств в городскую среду». 

«Запрос на сакральное есть, – утверждает главный редактор сборника. – Но необходим разговор с человеком на его языке, при этом нужно не опускаться на уровень обыденности, искусство Церкви призвано быть порядками выше». По словам Остроумова, сегодня уже не работают прежние способы передачи богословского содержания через иконографические схемы, «нужна работа пространства, света, действа – того, что может влиять на чувства, переживания». Искомый новый язык не может удовлетвориться копированием прежних образцов ради сохранения так называемой «каноничности», он требует «иного плана, понятного и ясного, искреннего… чтобы пробиться к сердцу человека».  Поиск этого языка в самом широком диапазоне – задача нового издания, которое должно представить «попытку трезвого «царского» срединного пути, создать образ выражения живого осмысленного развития сакрального искусства на основе такой же живой традиции».  

Отец Алексей Трунин в своей статье поднял актуальную тему об «изысканном с точки зрения ремесла, но безжизненном и рафинированном церковном художестве» – именно его он и считает «халтурой». Как сочетать профессионализм, «ремесленное делание» и живое воплощение образа, внятное современного человеку? Размышляя о критериях подлинности, о соотношении ремесла и творчества, участники презентации вспоминали слова прот. Александра Шмемана: «Всякое настоящее искусство начинается с послушания, а заканчивается благодатью». Скульптор Сергей Антонов процитировал не буквально, но пояснил, что под «послушанием» имеется в виду школа, опыт, изучение традиции, в том числе – через копирование, иначе не может состояться настоящий художник. «Опыт видения прекрасного и опыт духовной практики в сочетании с ремеслом – так рождается творчество», – предложил формулу Остроумов. В самом названии альманаха кроется ключ к пониманию этой проблемы – в нем «сочетаются универсальное и современное, спонтанность интуитивного озарения и методичность интеллектуального труда, легкость слова (логоса) и основательность камня (материи)», как пишет в редакционной статье Остроумов.

«Процентов на пятьдесят современное церковное искусство сформировал Евгений Пархаев (руководитель художественно-производственного предприятия «Софрино» РПЦ - прим. ред.). Сейчас формируется язык, который не про подлинное, а про бизнес», – сетовал о. Алексей, говоря о том, что церковное искусство определяют заказчики, которые в большинстве случаев ориентируются на уже известные образцы и в первую очередь – на экстерьер, а роспись и интерьер – «как-нибудь». О. Алексей надеется, что новый альманах позволит наладить связь между художниками и заказчиками, поэтому тексты не надо специально упрощать, но писать так, «чтобы каждый батюшка мог понять». С этой же целью стоит организовать в альманахе рубрику «Разбор полетов», где на конкретных примерах анализировались бы удачные и неудачные церковные проекты. 

«Если мы хотим делать искусство для людей, то надо иметь в виду, что запрос у них сейчас не столько на сакральное, сколько на правду, на подлинность», – считает историк искусства Ирина Языкова. Нынешнее искусство часто «нечестное»: «километры покрываются росписями, которые не связаны с ощущением сегодняшней веры, хотя схемы вполне традиционны». Но что может быть выражением этой честности в искусстве? Об этом вместе будут размышлять авторы и читатели альманаха, в редакционном портфеле которого уже достаточно материалов для нового выпуска.

Юлия Зайцева