Презентация книги «Переживание и молитва» известного российского психолога, специалиста в области христианской психологии Ф.Е. Василюка (1953-2017) состоялась 24 февраля в Культурном центре «Покровские ворота» в рамках цикла встреч, посвященных памяти автора. Книга, вышедшая в издательстве «Смысл», представляет собой переиздание одноименной монографии 2005 года, дополненное рядом статей, развивающих идеи христианской (синергийной) психотерапии. Новая книга дает представление об изучении процесса переживания человека в ситуации кризиса и влияния на него духовного опыта, о практике психотерапевтической помощи и ее философском осмыслении, об исследовании молитвы как психологического феномена и работе над оригинальным проектом синергийной психотерапии, сообщает портал
"Благовест-Инфо".
Новое издание представила его инициатор – супруга автора Ольга Филипповская и его ученики. Мария Гросицкая, один из авторов предисловия, кратко очертила основные контуры мировоззрения своего учителя. По ее словам, он рассматривает человека «в перспективе христианской духовности», и этот взгляд, определенный его собственным духовным опытом, задает «особую оптику» – ориентирует терапевта на «помогающее отношение» к клиенту. Ф.Е. Василюк «остро чувствует, какая тесная связь устанавливается между терапевтом и пациентом, осознает свою ответственность как участника помогающих отношений, он постоянно занят рефлексией своего метода и пытается найти эту синергию: как быть помогающим, быть христианином и одновременно продолжать быть ответственным в плане научного мировоззрения». Такой подход неизбежно приводит к необходимости проекта синергийной психотерапии, «которая мыслит человека в объеме христианской антропологии, в его развернутости к Богу и принципиальной энергетической соединенности с Богом и соработничестве с Ним», пояснила Гросицкая.
В тексте «Правда и милость в психотерапии», который вошел в книгу, наиболее полно проявился подход автора, который он сам называет «духовно-участливое утешение», продолжила она. Психотерапевт старается видеть подлинного человека, во всей его «непричесанности», в реальности его переживания боли, одиночества, утраты смысла и т.д. («милость»). И в то же время он имеет в виду духовное измерение, отношения этого человека с Богом, его духовную ответственность («правда»). «Там, где происходит встреча духовного и экспериментального, возникает точка экзистенциальной заостренности, в которой человек имеет шанс проявиться, стать самим собой. <…> Федор Ефимович призывает христианского психолога совмещать эти полюса – правды и милости в психотерапии», – сказала Гросицкая.
По ее словам, автор книги убедительно показывает, что «духовное не порабощает, наоборот – оно дает пространство, шанс исцелиться». Это происходит через преображение переживания в молитве: переживание «получает поле свободы», из «хаотичной стихии» оно превращается «в авторское произведение, у него появляется новый язык – и меняется личность переживающего», «человек со всей полнотой его чувств получает право быть самим собой». Ф. Василюк пишет об этом как о «переплавлении душевного в духовное, причем без ухода в спиритуальное, с просветлением самой ткани душевного процесса».
Как меняется в этом случае человек? По мысли автора, изложенной М. Гросицкой, такой человек «выходит за свои пределы – не только к Богу, но и к другим людям – в опыте богослужения или молясь словами святых; он становится субъектом по отношению к своему опыту; … он ставит вопрос о смысле – и в этой точке происходит какой-то загадочный переворот, как в книге Иова, который задает Богу вопрос о смысле страдания, а в результате получает не ответ, а новый вопрос как приглашение к новым отношениям, к изменению». И это дает человеку шанс созреть, преобразиться в «субъект покаяния, который готов дать отчет в своих упованиях, мотивах, ценностях, ограничениях, где он понимает свою малость, недостаточность, делает шаг в никуда, отдавая себя в руки Бога». При этом Василюк подчеркивает, что «покаяние не сводимо к нормативному контролю над своими мотивациями, оно предполагает свободу воли и сознания, и оно высшей целью ставит Встречу и обретение правды. В покаянии человек занят не поиском грехов, как корректор, вылавливающий опечатки, а поиском исправления, поиском себя реального, скрытого грехом от себя самого, от людей и от Бога». Таким образом, смысл синергийной психологии состоит в том, чтобы помочь человеку проделывать этот «путь перемены, путь к смыслу как источнику жизни», заключила ученица автора.
Федор Шаньков – последний аспирант Ф.Е. Василюка, как он представился. В своем выступлении он сделал обзор академического контекста, в котором появилась книга «Переживание и молитва». По его словам, автору в своей книге удалось пригласить к диалогу и представителей научной психологии, недооценивающих проблемы духовности, и тех специалистов, которые с 90-х гг. были подвержены крену в «полное отрицание научной психологии и говорения от лица авторитета старцев и духовных книг». Василюк предлагает «путь тонкой психологической дифференцировки опыта», утверждая, что проблемы развития человека нельзя рассматривать отдельно от духовности. И это получается убедительно, потому что книга написана «из глубокого молитвенного опыта и с глубоким методологическим подходом – она сама как молитва, в том числе и за психологов», отметил Ф. Шаньков. Он считает, что автор в этой книге как бы ведет «диалог в вечности» со своими учителями – Л.С. Выготским, К. Рождерсом, архимандритом Виктором (Мамонтовым), митрополитом Сурожским Антонием, о. Павлом Флоренским.
«Федор Ефимович был настоящим ученым, практиком светской психотерапии и глубоким христианином с настоящей молитвенной жизнью – это редкое сочетание», – продолжил психолог Дмитрий Дроздов. По его словам, это ясно выражено в книге, где «выверенный научный язык и глубокий молитвенный опыт» соединяются в синергии.
Зачем верующему человеку психотерапия? Разве он не получает всю необходимую поддержку в церкви? На эти вопросы часто приходится отвечать христианским психологам. Дроздов напомнил, как относился к подобным вопросам его учитель: он считал, что синергийная психотерапия – это способ «обновить, оживить устоявшееся поле духовной практики», когда, например, молитва, участие в таинствах становятся привычными, отчасти формальными. «С этим можно бороться в том числе и во взаимодействии с психотерапевтом: ты заново ставишь вопросы, заново начинаешь молиться, тупики духовной жизни могут преодолеваться за счет психотерапевтической беседы – светского инструмента. Федор Ефимович совершал это – помогал этому инструменту войти в духовную жизнь человека, вскопать, удобрить эту землю, чтобы ростки молитвы дышали и росли дальше», – сказал психолог. Он подчеркнул, что светский терапевт не всегда может понять верующего клиента, когда тот говорит о духовных проблемах. Но и для христианского терапевта нет «специальной христианской методики»; в первую очередь, важна сама личность терапевта, его собственный опыт, который готов отозваться на переживания клиента. И пример такого глубокого взаимодействия показал Ф.Е. Василюк, что не может не ощущаться при чтении книги, которая способствует «процессу огранки души», как сказала одна из читательниц.
Завершая презентацию, О. Филипповская подробно рассказала о том, как ее муж работал над книгой в течение 15 лет, со времени воцерковления в 1989 г., как весь его жизненный опыт, впечатления, работа с научной литературой, знакомство с опытом зарубежных психологов – все это попадало «в топку размышлений над книгой». Супруга автора выразила благодарность издательству «Смысл» и отдельно – художнику, работавшему над обложкой книги.
Справка:
Федор Ефимович Василюк (28 сентября 1953 – 17 сентября 2017) – профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, главный научный сотрудник лаборатории научных основ психотерапии ПИ РАО, главный редактор журнала «Консультативная психология и психотерапия», автор ряда публикаций, в том числе «Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций», «Методологический анализ в психологии», «Переживание и молитва».
Текст - Юлия Зайцева