Главы о духовной жизни. Первая сотница

Автор: архимандрит Софроний (Сахаров) Все новинки

В Москве представили второй том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой)

В Москве представили второй том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой)

Презентация второго тома собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) «Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки» состоялась 24 декабря в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына (ДРЗ). На вечере выступили специалисты, причастные к изданию этой книги, и читатели – в священном сане и миряне, сообщает Благовест-Инфо.

Ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний – напомнила, что первый том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) вышел 7 лет назад. Сейчас издатели представляют второй том, в котором публикуются работы Елизаветы Скобцовой начального периода жизни в эмиграции: со второй половины 1920-х до ее монашеского пострига в 1932 г. Том получил общее название «Россия и эмиграция»: в нем собраны публицистические заметки, репортажи, полемические статьи, которые публиковались в эмигрантской прессе; философские очерки и историко-философские сочинения;  авторские сборники житий святых; материалы, связанные с жизнью Русского студенческого христианского движения (РСХД), активным участником и хроникером которого была будущая мать Мария. Многие собранные в книге статьи публиковались только в эмигрантской периодике, часть материалов публикуется впервые по архивным материалам.

В фойе ДРЗ можно было ознакомиться с небольшой выставкой, где демонстрировались подлинные рукописи Елизаветы Скобцовой этого периода, фотографии и первые публикации ее некоторых сочинений.

«Эти публикации открывают новый, неожиданный, непривычный образ Елизаветы Юрьевны Скобцовой в переходный период ее движения к монашеству», – сказала Н. Ликцвинцева. По ее словам, о чем бы ни писала будущая мать Мария в эти годы: о политике, о рабочих-эмигрантах, о казачестве, о профсоюзных проблемах, «забота о людях звучит везде и сразу». То, что позже, уже будучи монахиней, она назовет «всеобъемлющим материнством», вполне проявляется в ее ранних работах, опубликованных во Франции.

В эмигрантской печати голос Елизаветы Скобцовой сразу стал заметен: ее статьи вызывали жаркую полемику, ее оппонентами были Милюков, Керенский, Мережковский и другие. Редактор-составитель очертила основные темы публицистики матери Марии. Извечная проблема «отцов и детей» в ее сочинениях звучала по-новому: не цепляясь «за старые идеологические штампы «отцов»», она всматривается в новое поколение, общаясь с молодежным эмигрантским движением, пытается понять его язык, ищет «ростки живого даже под советской идеологической броней» (например, пристально анализируя статьи в «Комсомольской правде», доходившие до Парижа).  Ее философские статьи представляют собой не интеллектуальные конструкции, но живые размышления о «корнях жизни», о том, как из метафизических оснований и религиозно-философских систем рождается «мысль, которая меняет историю».   

Члены РСХД. Во 2-м ряду вторая слева — Е. Скобцова

Боль о России – один из главных нервов публицистики Елизаветы Скобцовой. Она горячо пишет о том, что настоящая Россия существует «по обе стороны границы»: в СССР ее расстреливают в подвалах ЧК, в эмиграции она спивается, бездомная и безработная. Поэтому, помогая представителям последней, ты делаешь это для всей России. Не рваться на родину, а «быть вместе с умирающими и чувствовать себя соказнимыми» – так сформулировала мысль автора Ликвинцева, подчеркнув, что язык этих статей Е. Скобцовой – живой, яркий, неравнодушный. «Неравнодушие – главный тон ее статей, собранных во втором томе», – сказала редактор.

Татьяна Викторова – одна из составителей книги, доктор филологических наук, профессор Страсбургского университета (Франция), главный редактор журнала «Вестник РХД». Прежде чем рассказать об участии Елизаветы Юрьевны в РСХД и публикациях, связанных с этим, она показала фрагменты хроники, на которых, кроме нее, можно было увидеть отцов-основателей РСХД: митрополита Евлогия (Георгиевского), священников Сергия Булгакова, Александра Ельчанинова, Льва (Жилле), будущего епископа Кассиана (Безобразова), а также Н. Бердяева, А. Карташева, Н. Зернова и других. Т. Викторова рассказала, что будущая мать Мария была не только активным членом РСХД, куда она пришла после смерти своей младшей дочки Насти в 1926 году, но и разъездным секретарем: она «связывала русскую диаспору, проживающую в разных провинциях Франции, пыталась вернуть людей к вере, к жизни». В материалах, посвященных РСХД, она рассказывает об основных направлениях деятельности русских религиозных кружков: о борьбе с атеизмом, изучении русской историософии, осмыслении русской литературы с христианской точки зрения. Известно, что Е.Ю. Скобцова вела хронику съездов и встреч РСХД, но, по словам Т. Викторовой, она не просто излагает факты, а дает живые зарисовки, описывает детали – и в результате «все эти люди обретают голоса» на страницах второго тома.

Лидия Крошкина подготовила во втором томе раздел, в котором опубликованы агиографические сочинения Елизаветы Скобцовой. В 20-е годы в эмиграции особенно ощущается потребность в новом изложении житий святых – агиографические опусы свт. Димитирия Ростовского XVII в. воспринимаются трудно, особенно молодежью. В это время появляются сочинения о святых Б. Зайцева, Г. Федотова и других. Как отметила Л. Крошкина, будущая мать Мария выбирает свой, уникальный путь: она не только обращается к малоизвестным византийским житиям, но и выделяет из них те, где особенно ярко выражена жертва святого, приносимая за веру и ради любви к людям. «Святой – тот, кто умеет любить, как Христос, который умеет находиться в особых соборных отношениях со всеми, не только с христианами. Путь к Богу лежит через путь к человеку, иного пути нет», – такой максимой руководствовалась автор сборников, выбирая жития для публикации, считает Л. Крошкина. Демифологизируя жития, пытаясь найти в них подлинное, евангельское зерно, она «как бы нащупывает путь для собственной жизни».  Всего Е. Скобцова составила 4 агиографических сборника, сгруппировав древние жития тематически: первый был посвящен «братолюбию и соборности», второй – «пути к человеческим душам», третий – «церковным дарам и служениям», последний – «выбору духовного пути для Церкви». Как предполагает исследовательница, и обложку для этого своего «четвероевангелия» автор сделала сама.

Е. Скобцова с детьми Юрой, Настей и Гаяной в эмиграции

Алексей Козырев, замдекана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, поделился своим впечатлением от историософских и философских работ матери Марии. Они поразили его не только «мужским стилем публицистики», но и «удивительно трезвой оценкой» процессов, происходящих в России. Как и многие в эмиграции, Е. Скобцова  искала «пути глобального возвращения в Россию», но не связывала при этом образ России с реставрацией прежних порядков. «Будущее России связано для нее с соловьевской идеей отречения от национализма и шовинизма…, отречения от «моего великорусского» ради «нашего всероссийского». Я не ожидал увидеть в матери Марии пламенную сторонницу общероссийского единства народов, что предваряет мультикультурную идеологию современности», – сказал А. Козырев, подчеркнув особую актуальность этой части наследия святой.

Именно об актуальности говорил и протоиерей Георгий Ореханов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Содержание второго тома, пламенный стиль публицистики матери Марии помогли ему в сложном диалоге с представителями других конфессий, которым, как оказалось, непросто рассказать о Церкви в России. «Сейчас для меня стало яснее, каким языком надо говорить в Берлине [на открытии выставки о новомучениках Русской Православной Церкви в октябре 2020 г.]), на каком языке рассказывать о Христе современным людям», – отметил о. Георгий.

Он упомянул о выставке, посвященной матери Марии, которая проходила в августе 2019 г. в рамках большого христианского форума в Римини (Италия). Эта выставка вызвала огромный интерес участников форума из разных стран. Часть стендов этой выставки, относящихся тематически к представляемому тому собрания сочинений матери Марии, были выставлены в фойе ДРЗ.

Священник Илья Соловьев, председатель Московского общества любителей церковной истории, коснулся ряда статей Елизаветы Скобцовой, посвященных Поместному Собору Российской Церкви 1917-1918 гг. По словам о. Ильи, она рассматривает восстановление  патриаршества как «творческий акт», невозможный без духа свободы. «Деспотизм, самодержавный стиль правления не совместим с церковной свободой – это очень интересная мысль матери Марии», – сказал священник. «Творческий акт принятия Христа гораздо важнее принадлежности к Церкви в силу традиции, писала мать Мария. Без сомнения, в условиях секулярного мира Церковь не сможет обойтись без провозглашенной матерью Марией свободы – как в Церкви в целом, так и в каждом ее члене. В этом – профетическое значение ее творений, которые засвидетельствованы мученическим подвигом автора»,  – считает о. Илья. Он выразил надежду, что имя преподобномученицы Марии (Скобцовой) появится и в святцах Русской Православной Церкви.

В заключение Н. Ликвинцева анонсировала дальнейшие планы по изданию сочинений матери Марии: в третий том «Путь» войдет ее публицистика 1930-х гг., после пострига; четвертый том «Православное дело» – работы второй половины 1930-х-начала 40-х гг., статьи о войне и последние богословские труды; в пятой книге будет представлено поэтическое наследие матери Марии, ее поэмы и мистерии.

На вечере был представлен также последний, 210-й номер «Вестника РХД» – журнала, с которым активно сотрудничала мать Мария и который выходит по сей день.