В Москве представлен научный журнал «Вестник христианской психологии»

В Москве представлен научный журнал «Вестник христианской психологии»
Фото: Юлия Зайцева

Презентация первого выпуска ежегодного альманаха «Вестник христианской психологии» состоялась 2 июня в культурно-образовательном пространстве «Фавор». Это первый в России научный журнал, посвящённый теоретическим, методологическим и практическим вопросам христианской психологии. Издание представили ряд авторов первого выпуска и члены редколлегии во главе с главным редактором Борисом Братусем – доктором психологических наук, профессором МГУ и деканом Психологического факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова (РПУ), сообщает "Благовест-Инфо".

Профессор Братусь поздравил многочисленных участников презентации с «историческим событием» – новый журнал знаменует важный этап в формировании профессионального сообщества Московской школы христианской психологии. Так именует себя научное направление, история которого восходит к началу 1990-х годов, когда на факультете психологии МГУ под руководством профессора Бориса Братуся и священников РПЦ, выпускников этого факультета, были организованы первые семинары по христианской антропологии и психологии.

«Что за новшество эта христианская психология! Она возникла всего 30 лет назад!» – упомянув подобные высказывания скептиков, главный редактор нового издания отметил: «Христианская психология в России – не новодел, ей 150 лет». В предисловии к первому выпуску «Вестника» он сообщает, что сам термин «христианская психология» связан с именами святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) и многих светских дореволюционных ученых, он появился в России еще во второй половине XIX века, когда «христианские контексты в психологических сочинениях были вполне обычным явлением». За 30 лет возрождения эта ветвь психологического знания, более других репрессированная и почти уничтоженная в ХХ веке, вполне осознает свои задачи на новом этапе: восстановить «кровоток традиции», «вернуть научной психологии душу, а душе – научную психологию».

Во всех выступлениях эта мысль звучала отчетливо. «Христианство, бесспорно, включает в себя опыт психологии – это видно в самом Евангелии, в словах Христа… это было открыто многим святым благодаря их духовному опыту. Взаимопонимание и единство христианской психологии и христианства не только возможно, но необходимо еще и потому, что они об одном и том же – о человеке… они стремятся открыть в человеке все лучшие возможности для того, чтобы он был счастлив и полноценно прожил жизнь», – это слова из приветствия одного из авторов альманаха, протоиерея Владимира Архипова.

Доцент факультета психологии РПУ Александр Шувалов ценит возможность публиковаться в таком «исторически важном и профессионально ответственном издании», как новый журнал. По его словам, христианская психология – «неотъемлемая часть духовно-интеллектуальной традиции, которая… открывает перспективы преображения для каждого человека». Ныне эта отрасль знания «выполняет важную историческую миссию – она восстанавливает временно нарушенные связи незыблемого духовного знания и гуманитарного научного познания… непрестанно свидетельствует о душе и личности, о соотнесении видимого и невидимого, об универсальности человека и тайне человеческого бытия».

Заместитель главного редактора Елена Загородная рассказала о предыстории нового издания, которая связана с именем декана факультета консультативной психологи МГППУ, основателя «понимающей психотерапии» профессора Федора Василюка (1953– 2017) – одного из тех, кто стоял у истоков возрождения христианской психологии в России. В 1997 году он предоставил целый номер редактируемого им «Московского психотерапевтического журнала» для материалов по христианской психологии. С 2003 по 2007 год эти выпуски стали ежегодными. Загородной посчастливилось стать редактором этого совершенно нового научного и издательского проекта, который спустя 15 лет возродился и продолжился в качестве самостоятельного ежегодника. Ольга Филипповская, вдова профессора Василюка, рассказала о новых изданиях книг своего супруга и прочитала «лирические заметки», посвященные поэтическому диалогу двух отцов-основателей современной христианской психологии – Федора Василюка и Бориса Братуся.

Елена Смирнова – автор опубликованной в альманахе статьи о Семене Франке и значимости его работы для современной психологии. По ее словам, этот философ и религиозный мыслитель «посвятил всю жизнь христианской психологии тогда, когда даже еще слов таких не было». Преемственность с идеями Франка, с его знаменитой книгой «Душа человека» (1917) видит в работе своих коллег-христианских психологов доцент МГУ и завкафедрой РПУ Владимир Умрихин, тоже один из авторов «Вестника». Его выступление представляло собой краткий очерк истории становления психологии как самостоятельной науки, что закономерно сопровождалось формированием научной и экспериментальной базы, профессионального сообщества, разных форматов научных дискуссий и специальных изданий. Можно констатировать, что Московская школа христианской психологии за 30 лет прошла подобный путь, включая создание учебного процесса (РПУ), организацию международных конференцийпризнание в профессиональной среде, а теперь обзавелась и специальным научным периодическим изданием.

Любой издательский проект, а тем более – научный, требует вложения немалых средств. Главный редактор «Вестника христианской психологии» сообщил, что у инициаторов не было ни грантов, ни какой-либо поддержки со стороны; необходимые средства заработали сами психологи – специалисты центра «Психология взросления» под руководством Наталии Ининой. По ее словам, христианская психология уже преодолела этап неприятия и критики: с одной стороны – светской психологии, с другой – Церкви. Но почивать на лаврах рано: развитие христианской психологии ставит новые вопросы, сталкивается с новыми «опасностями» (например, крен в сторону «психологизации» духовной жизни). Поэтому специалистам, работающим в этой области, так важно помочь людям повзрослеть – принять реальность, увидеть «мир как он есть ясным взором любви».

Христианская психология начинает «оплотняться», и новый журнал этому весьма способствует, заметил преподаватель РПУ и РГГУ Алексей Лызлов. Будучи переводчиком сочинений Кьеркегора, он раскрыл подход основателя европейского экзистенциализма к христианской психологии, утверждая, что само это понятие уже есть в сочинениях датского мыслителя.

Помимо упомянутых авторов, выступивших на презентации, в первом выпуске «Вестника христианской психологии» опубликованы статьи игумена Ионы (Займовского) и Романа Кузьмина, Виктора Слободчикова, Геннадия Кравцова, Аркадия Харьковского, Галины Новиковой, Ильи Якунина.

Юлия Зайцева