Презентация книги Бориса Колымагина «Святой хирург. Сталинской премии архиепископ», посвященной святителю Луке (Войно-Ясенецкому), состоялась 6 декабря в культурном центре «Покровские ворота» в Москве. Директор центра Жан-Франсуа Тири, открывая встречу, предупредил заранее о «неелейном» описании жизни архиерея, а также предложил сопоставление с другим «святым доктором», известным всему миру Федором Гаазом.
Писатель Борис Колымагин изложил кратко биографию архиепископа, а затем рассказал о книге. Презентация сопровождалась демонстрацией слайдов. Отличительной чертой данного издания, отметил автор, является использование в нем архивных документов, которые прежде были недоступны биографам святителя. Также автор уделил большое внимание изучению внешних обстоятельств, церковных и бытовых ситуаций, в которых архиепископ оказывался в разное время на протяжении всей своей жизни.
В своем рассказе исследователь останавливался на малоизвестных моментах биографии, стараясь проанализировать и понять поступки архиепископа Луки, внутренние мотивы принятия тех или иных его решений. Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно (так писалась его фамилия до 1930 года) родился в 1887 году в Крыму, и там же умер. Принадлежал к древнему дворянскому, обедневшему впоследствии, роду. В юности занимался рисованием, и даже ездил учиться в Германию. Также учился и жил в Киеве. В определенный период увлекся толстовством, и даже написал Льву Николаевичу письмо. И писатель, отвечавший на все письма, ему ответил. «Он (Валентин Ясенецкий-Войно) хотел служить народу, но умный директор гимназии подарил ему Библию, подсказав, что можно служить народу разными способами», – рассказал далее автор. В 1903 году окончил медицинский факультет и начал практическую деятельность. Во время русско-японской войны отправился на фронт. Переславль-Залесский – последний город, в котором работал и жил Валентин Феликсович до революции. Затем был Ташкент. Одним из переломных моментов его жизни стала смерть жены, после которой будущий архиепископ испытал «метафизическую пустоту». Принимает довольно странное, с точки зрения автора, решение – четверых своих детей отдает на воспитание медицинской сестре, которая ассистировала ему на операциях. Она воспитала их, его дети стали врачами, хотя во время учебы в вузах отрекались от отца как от репрессированного. Впоследствии он их простил, и они приезжали к нему в Крым.
Священный сан принял в 1921 году, а в 1923 году становится архиереем, понимая, что этим обрекает себя на арест. Хиротония во епископа Ташкентского и Туркестанского проходила тайно, на ней присутствовал известный священник Валентин Свенцицкий. Первая ссылка была в г. Енисейск. В целом же, считает писатель, для Луки ситуация была мягче – он делал легендарные операции, лечил «начальников и их жен». За первой ссылкой последовала вторая. Всего провел в лагерях и тюрьмах 11 лет. Прошел через пытку бессонницей. По косвенным данным, доведенный до предела, «поставил какую-то подпись», но потом сразу отрекся от нее, когда пришел в себя. Спасло его то, что он был известным врачом, и его книга «Гнойная хирургия» вышла вторым изданием. Однако нельзя опираться в полной мере на документы КГБ, отметил Б.Колымагин, потому что «там могли написать что угодно, могли довести человека до невменяемого состояния». «Это враги Церкви, и основываться на них, как это делали некоторые в Комиссии по канонизации, нельзя», – подчеркнул автор издания.
Во время войны Войно-Ясенецкий работает в госпитале в Красноярске, применяя свой метод лечения гнойных ран. В его госпиталях выше процент выживаемости раненых. В то же время происходят важные события в жизни Церкви, и святитель Лука принимает в них деятельное участие. «Происходит собор 1943 года. Архиепископ Лука – фактически тот человек, который создает «сергианскую церковь». Сохранилось его письмо митрополиту Сергию (Страгородскому), в котором он пишет, как восстанавливать структуры Московского патриархата, издавать журнал МП, открыть семинарию и академию», - рассказал автор книги. И архиепископ Лука был строг в своих требованиях верности Московской патриархии, среди священников которой было также много пострадавших от советской власти, отметил Б. Колымагин.
В 1946 году становится лауреатом Сталинской премии I степени за научную работу в области гнойной хирургии. В 1946 году переведен на должность архиепископа Крымского и Симферопольского. Служит в Троицком соборе. К концу жизни почти ослеп. Умер в 1961 году. На его похороны в Симферополе собралось много людей, хотя это было время хрущевских гонений; фактически это был «несанкционированный митинг». В 1995 году причислен к лику местночтимых святых, а 2000 году состоялось его всероссийское прославление.
Говоря о книге, писатель охарактеризовал ее в целом как биографию, но отметил, что в то же время в ней собрано много «сюжетов» из жизни, окружения архиепископа. Архивные документы показывают, что святитель Лука имел широкий круг общения среди интеллигенции, а также среди представителей разных конфессий. Этому посвящены отдельные главы: межконфессиональным отношениям, различным религиозным объединениям и группам – старообрядцам, караимам, адвентистам седьмого дня, пятидесятникам. Автор рассказал о приведенном им в книге факте посещения Лукой молитвенного дома евангельских христиан-баптистов, где он выступил на кафедре. Также известно, что архиепископ требовал от православных священников, чтобы они причащали католиков. Он понимал, что нужно их поддерживать – в послевоенном Крыму не было ни одного католического храма. В книге рассказывается и о его отношениях с иудеями.
В одной из глав автор сравнивает архиепископа Луку и известного немецкого врача-христианина Альберта Швейцера. В их судьбах он видит много общего. Только Швейцер «раскручен» во всем мире, а Войно-Ясенецкого «придушили, не дали ему раскрыться», отметил Б. Колымагин.
Говоря о посмертном почитании святителя, автор привел данные: в Греции более 40 храмов, посвященных архиепископу Луке. В то же время проблема в том, что «из него хотят сделать доктора Айболита». Он также указал на тенденцию «не замечать его страдания», трудности, через которые святитель прошел. «Вот если бы умер под пытками, было бы понятно, а у него потом была большая жизнь, он должен был речи за мир произносить. В этой живой жизни ему приходилось идти на компромиссы», – сказал автор. Он отметил сложность судьбы архиерея-врача, подчеркнув при этом, что в ней много света – и вот этому свету посвящена книга.
Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия св. Луки Войно-Ясенецкого Сергей Матвеев рассказал о создании и работе фонда, напомнив, что «милосердие – основа христианской жизни».
Книга вышла в издательстве АСТ. Помимо глав, посвященных биографии архиепископа, церковной ситуации, воссозданию исторического контекста, она содержит также проповеди святителя, произнесенные им во время служения на Крымской и Симферопольской кафедре.
Борис Колымагин – писатель, публицист, автор книг на религиозные и исторические темы: «Крымская экумена», «Искушение культурой», «Израиль – Святая Земля: страницы истории и современность».
Благовест-Инфо