12 октября в
Издательском совете Русской Православной Церкви прошли ΧV Феофановские чтения «Духовные центры и лица, повлиявшие на взгляды святителя Феофана Затворника».
Перед началом пленарного заседания в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского совета был совершен молебен святителю Феофану, Затворнику Вышенскому.
Чтения открылись вступительным словом председателя Издательского совета, доктора исторических наук, митрополита Калужского и Боровского Климента.
Выступление митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия было посвящено тамбовскому кругу общения святителя Феофана.
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим сделал акцент на формировании проповеднического искусства святителя Феофана Затворника в годы его ученичества.
Темой доклада заведующего кафедрой библейско-богословских дисциплин Рязанской духовной семинарии, доцента кафедры теологии Рязанского государственного университета, кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) стало «Влияние наследия прп. Исаака Сирина на богословские воззрения свт. Феофана Затворника», а и.о. заведующего кафедрой церковно-исторических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии иерея Андрея Кретова – «Святитель Тихон Задонский и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана, Затворника Вышенского».
Научное сообщение проректора по научной работе Тамбовской духовной семинарии, кандидата филологических наук Е.В. Грудининой было посвящено риторико-стилистическому аспекту миссионерско-апологетических проповедей святителя Феофана Затворника периода его пребывания на Тамбовской кафедре, а доцента кафедры исторических и церковно-практических дисциплин, проректора по научной работе Калужской духовной семинарии, кандидата филологических наук А.Г. Волковой – экзегезе как гипертексту (на материале экзегетических трудов святителя Феофана).
Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Евгений Игнатов представил доклад «Наставник святителя Феофана Затворника в Орловской семинарии Городецкий Николай Иванович, будущий митрополит Киевский и Галицкий Платон».
Член Историко-родословного общества и Русского генеалогического общества А.Е. Лукьянова выступила с докладом «К портрету Преосвященного Иеремии Соловьева», преподаватель Российской академии живописи и ваяния Ильи Глазунова, доктор филологических наук В.В. Каширина – с докладом «Монахиня Серафима (Поливанова) – духовное чадо преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника».
После перерыва работа чтений продолжилась научными сообщениями молодых исследователей: студентов первого курса магистратуры Калужской духовной семинарии Виктора Ремезова («Анализ духовно-нравственного состояния русского общества второй половины ΧIΧ века по письмам святителя Феофана Затворника»), Олега Исакова («Таинство покаяния в понимании святителя Феофана Затворника»), Яна Есина («Компаративистика антропологических концепций в трудах святителя Феофана и П.С. Авсенева»), Михаила Киреева («Глинская Рождество-Богородицкая пустынь и святитель Феофан Затворник»).
Также в ходе чтений были представлены: совместный обзор четвертого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» заведующего кафедрой богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, кандидата философских наук А.В. Абрамова и студента семинарии Артема Доценко, доклад студента Российского православного университета св. Иоанна Богослова Михаила Чеснокова «Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени российскому обществу ΧIΧ века». Темой сообщения студента Калужской духовной семинарии Владислава Балога стала «Жизнь в монастыре: актуализация взглядов святителя Феофана в современном мире», студента Екатеринодарской духовной семинарии Сергея Старостенко – «Описание архивных рукописей и источника перевода «Митерикона» святителя Феофана Затворника».
Выступающие ответили на вопросы гостей и других участников чтений, обозначили дальнейшие перспективы своих исследований.