В Новодевичьем монастыре поговорили о смысле молитвы

В Новодевичьем монастыре поговорили о смысле молитвы
Вторая встреча просветительского цикла «Великопостные встречи в Новодевичьем», озаглавленная «Святая Гора: уроки и благословения. О возможности и смысле молитвы в жизни современного христианина», прошла в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, 12 марта, в Казанском храме обители.

Организаторы — издательский совет Санкт-Петербургской епархии, Воскресенский Новодевичий монастырь и издательство «Никея». Вел встречу клирик Новодевичьего монастыря иерей Дионисий Харин. Участники — председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов), насельник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонах Алексий (Корсак), главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов.

В ходе встречи Владимир Лучанинов представил книги издательства «Никея», тематика которых перекликается с Великим постом: «Живая Псалтирь» Владимира Сорокина, серию «Святой Афон» иеромонаха Григория, ученика старца Паисия, и серию «История и притчи преподобного Паисия Святогорца».

mar2658.jpg

Говоря о молитвенной практике и о ее месте в жизни современного человека, игумен Силуан напомнил слова апостола Павла «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Сол. 5:16-18). Если для монаха, который посвятил молитве всю свою жизнь, непрестанная молитва — это постоянное покаянное произнесение Имени Господа нашего Иисуса Христа, то для мирян постоянной молитвой становится регулярная молитва: чтении молитвенного правила, молитвы на вкушение пищи, перед началом всякого дела и т.п.

«Молитва без покаяния — не молитва, — подчеркнул отец Силуан. — Вспомните притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14)! Фарисей ушел не оправданным, хотя он исполнял все предписания Закона. У него не было покаяния. Поэтому если молитва для человека не сопряжена с покаянием, а всего лишь повод попросить что-то в очередной раз у Бога, то она остается, как принято говорить, «не услышанной», потому что человек, внешне молясь, остается замкнутым на себе, своих эгоистических эмоциях, он не пускает Бога в свою жизнь».

Отвечая на вопрос о молитвенном молчании, иеромонах Алексий сказал, что молчание необходимо, чтобы узреть Бога, и подлинное молчание возникает тогда, когда человек успокаивается, отрешается от своих страстей.

«Бог является нам не в шуме, не в словах. Упразднение от всего мирского — смысл священного безмолвия. Могут спросить, как же жить, если ни на что не реагировать. Реагировать на события надо тоже через молитву, потому что страсти мешают нам видеть Промысл Божий, мешают правильно поступать».

mar2670.jpg

Продолжая по просьбе ведущего ответ на вопрос о безмолвии, игумен Силуан добавил, что сам человек успокоиться и отрешиться от страстей не в состоянии, тут необходимо прибегнуть к помощи Божией.

Иерей Дионисий Харин обратился с вопросом о молитвенном опыте и молитвенном молчании к Владимиру Лучанинову, подчеркнув, что слушателям будет особо интересно узнать об опыте мирянина.

Владимир Лучанинов ответил, что он сам и его домашние используют для повседневной молитвы Часослов и другие богослужебные книги, например, Постную Триодь, — это дает возможность варьировать молитвы, не превращать правило в набор привычных слов, в которые даже не вслушиваешься. А для того, чтобы ощутить молитвенную тишину, главный редактор издательства «Никея» ходит на работу пешком, благо может себе это позволить — живет не очень далеко от работы.

Прозвучал вопрос одной из слушательниц о том, что такое подлинное покаяние. Иеромонах Алексий (Корсак) отметил, что покаяние следует отличать от эмоционального состояния, которое лучше всего назвать самобичеванием. Если человек испытывает беспокойство, страдает — это не покаяние: нужно не только жалеть о содеянном, но и молиться о том, чтобы в будущем не совершать тех грехов, в которых каялся. Признаком настоящего покаяния отец Алексий назвал ощущение, что на душу спустилась тишина.

От имени собравшихся отец Дионисий поинтересовался у участников встречи, как надо отвечать на популярный вопрос — почему мы молимся словами других людей, пусть и святых, можно ли молиться своими словами.

«Часто христиане воспринимают церковную жизнь как поход в магазин: пришли в храм, получили благодать и ушли домой, — сказал игумен Силуан (Туманов). — Но Церковь — не магазин, а семья, а в семье принято перенимать опыт. Младшие учатся у старших. Когда мы учимся молитве, мы учимся у тех, кто стяжал благодать Святого Духа. Это не значит, что нельзя молиться своими словами, но превращать молитву в перечень своих желаний тоже не следует. В личной молитве первым образцом должна быть молитва «Отче наш», где есть слова: «Да будет воля Твоя».

«Святитель Григорий Палама учил о безмолвии, о нетварном свете, — добавил отец Алексий. — Через покаянную молитву мы и приобщаемся к божественной энергии, к нетварному свету. Молитва — свет нашей жизни, этот свет просвещает нашу тьму».

mar2570.jpg

В завершение встречи отец Дионисий подарил отцу Алексию икону священномученика Илариона, архиепископа Верейского.

Следующая встреча состоится 2 апреля и будет посвящена наследию митрополита Антония Сурожского.

ИА «Вода живая»
Фото: Станислав Марченко