В Общественной палате обсудили духовно-нравственные аспекты реализации концепции преподавания русского языка и литературы

В Общественной палате обсудили духовно-нравственные аспекты реализации концепции преподавания русского языка и литературы
23 января 2018 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», сообщает Патриархия.ru
Ведущими круглого стола выступили первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Л.В. Дудова и епископ Городецкий и Ветлужский Августин, а также специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации С.М. Шестакова. В работе приняли участие более 60 человек из ряда регионов Российской Федерации, в том числе из Москвы, Московской области, Вятки, Перми, Нижнего Новгорода, Кубани, Курска, Городца, Тулы, Барнаула и др. Среди участников — представители Минобрнауки, РАО, ученые ведущих вузов Москвы, руководители образовательных организаций, преподаватели русского языка и литературы, общественные деятели, представители культуры.

В своем приветственном слове владыка Августин отметил значение русского языка и литературы для всего «русского мира». По словам иерарха, в последнее время растет интерес к русскому языку среди иностранцев. Ссылаясь на известных ученых и писателей, архиерей подчеркнул значение русской культуры для духовной жизни человека, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Владыка Августин также обратил внимание, что имея лучшее в мире образование, еще советское, Россия заимствовала на западе Единый государственный экзамен, который стал инструментом для снижения уровня образования, например, в Америке.

Говоря о возрождении отечественного образования, епископ Августин подчеркнул, что это испытание, которое Россия должна выдержать. Необходимо «поставить ребенку механизмы развития внимания, памяти, поставить речь, научить рассуждать, понимать тексты, творить и служить, имея ответственность за свои поступки и действия».

Л.В. Дудова рассказала о работе Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты по реализации Концепции, в частности, о ЕГЭ и других формах контроля результатов образования по русскому языку и литературе, о важности духовно-нравственной составляющей в преподавании этих предметов.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования И.И. Тараданова раскрыла концептуальные аспекты ФГОС в части преподавания русского языка и литературы, рассказала о мерах по совершенствованию программы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

Острые вопросы филологической подготовки студентов, их грамотности были подняты в выступлении академика РАО М.Л. Левицкого. Директор Института филологии МПГУ Е. Г. Чернышева рассказала о практической реализации Концепции в ведущем педагогическом вузе страны через педагогические мастерские, педагогические практики на различных инновационных площадках вуза. Декан факультета «Иностранные языки» МГППУ И.В. Дергачева поставила проблему расширения курса литературы за счет включения выдающихся древнерусских памятников, что позволило бы обучающимся глубже понять истоки русской классической литературы.

Преподаватель МГППУ, член Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» С.М. Махмудова поделилась проблемами проведения ЕГЭ по русскому языку и литературе в условиях многоязычия, в частности, в Дагестане. Широкий спектр духовно-нравственной составляющей в преподавании русского языка и литературы был представлен в выступлении В.И. Аннушкина, профессора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. От Общероссийского народного фронта по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе русского языка и литературы выступил В.Г. Леонтьев. Вопрос о глубоком преобразовании преподавания гуманитарных предметов в целом в средней школе поставил В.Ю. Троицкий, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Он подчеркнул, что современные подходы к организации преподавания русского языка и литературы не дают системного, глубокого понимания основ гуманитарного знания, не позволяют целостно и системно формировать личность обучающихся.

В целом дискуссия получилась очень конструктивной и полезной. Всеми участниками было отмечена необходимость усиления программы реализации Концепции духовно-нравственной составляющей расширением курсов литературы и русского языка за счет включения в базовые курсы древнерусской литературы и церковнославянского языка, истории русского литературного языка.
Православие.ru