Омск стал одним из центров культурно-образовательной программы к 200-летию со дня рождения Достоевского. В этом городе будущий писатель провёл четыре года. Он отбывал наказание, осуждённый по делу петрашевцев. Несколько юбилейных мероприятий подготовил омский литературный музей. В их числе – выставочный проект "Вдохновленные Достоевским", сообщает телеканал "Культура".
"Форменные острожные кандалы состояли из четырех железных прутьев почти в палец толщиной" – пишет Достоевский в "Записках из Мёртвого дома". В фондах Литературного музея есть прижизненные издания. Но эта книга, выпущенная в Омске, – особая.
"Здесь можно отметить один нюанс, который мог сделать омский художник. В "Записках из Мёртвого дома" нет ни слова об Омске. Если вы их прочтете, то там не встретите название города, где находилась крепость и острог. А здесь мы видим символику Омска – видим Тарские ворота", – рассказала главный хранитель Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского Мария Пилюк.
Художник Василий Белан сделал иллюстрации к "Запискам" в 1982 году. На обложке книги – главные ворота Омской крепости. Через них политического ссыльного Достоевского привезли в сибирский острог. А это – знаменитый бубновый туз – обязательная метка на спине каждого арестанта – мишень для конвоиров при попытке к бегству.
"Также отмечала каторжан и прическа. Она делалась не из санитарных соображений, а для того, чтобы конвойные могли отличать, кто из каторжан идет на определенный срок, а кто на пожизненное заключение. У Фёдора Михайловича, к примеру, – 4 года, была передняя часть головы выбрита от уха до уха", – добавил Мария Пилюк.
Особо опасных преступников клеймили. "Вор" или "кат" – каторжанин – выжигали калёным железом. Отсюда выражение – "на лице все написано". Украинская художница Елена Овчинникова по мотивам "Записок из Мёртвого дома" создала этот триптих. А это – экслибрис. Знак для книжной коллекции Омского литературного музея придумал Иван Желиостов. Профиль Достоевского обрамляет контур зданий острога.
"Омск – гадкий городишко" – слова известные всем. Достоевский написал эти слова, потому что смотрел на Омск через зарешеченное оконце тюремной повозки, когда его вели на работы, а перед глазами были штыки конвоиров, но он ощущал помощь и поддержку со стороны людей, которые ему симпатизировали. Выйдя из каторги, он в разных письмах и документах говорил, что на свете много благородных людей, и что если бы он не нашел в Омске людей, он бы погиб совершенно", – сообщил директор Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского Виктор Вайнерман.
До конца года омский Литературный музей представит зрителям еще пять выставок, посвящённых Достоевскому