Преподобный Сергий Радонежский

Автор: архиепископ Никон (Рождественский) Все новинки

В Омской крепости поставили спектакль-променад о пребывании Достоевского на каторге

В Омской крепости поставили спектакль-променад о пребывании Достоевского на каторге
Фото: Алексей Петров/ТАСС

Спектакль-променад, приуроченный к двухсотлетию со дня рождения Федора Достоевского, поставили в Омской крепости, где писатель провел четыре года на каторге. В ходе постановки зрители посетили исторические места, где бывал Достоевский, и познакомились со сценками из его жизни, основанными на письмах писателя брату и "Записках из Мертвого дома".

"Можно сказать, что это арестантский театр со сценками, которые описывает Федор Михайлович в своих "Записках из Мертвого дома". Мы с департаментом культуры [мэрии Омска] хотели в честь юбилея писателя сделать постановку, которая будет не в театре, а связана именно с теми местами, где Достоевский реально был. Актеры Драматического Лицейского театра помогли нам воплотить эту идею в жизнь", - рассказала ТАСС режиссер постановки, лауреат театральной премии "Золотая маска" Анастасия Старцева.

Среди этих мест Тобольские ворота, через которые писатель выходил на работы, берег Иртыша, описанный в "Преступлении и наказании" как место встречи Раскольникова и Сони, инженерная мастерская, где Достоевскому перековывали после прибытия кандалы. "Зрители сами становятся участниками постановки, они не только видят сценки из жизни писателя, но и находятся там, где это на самом деле происходило, - отметила Старцева. - Например, когда все зрители набились в денежную палату, то вся эта теснота как раз дает ощущение казармы, где спит рой заключенных".

Как сказала ТАСС известный омский театральный критик Людмила Першина, такая форма постановки очень привлекает зрителей и позволяет жителям города по-новому открыть для себя Омск. "Для многих даже становится откровением, что Достоевский, оказывается, четыре года провел в этой крепости. Да и если ты знаком с творчеством писателя, то слышать эти строки, находясь в стенах, где они зародились - это совершенно другие впечатления, - считает Першина. - Поэтому такой проект имеет не только театральную ценность, но и историческую, и краеведческую".

Для работы режиссер использовала материалы, собранные директором Омском литературного музея им. Достоевского, известным исследователем омского периода жизни писателя Виктора Вайнермана. "Мы построили постановку, опираясь на эти исследования", - подчеркнула Старцева. Проект реализован лабораторией исторической реконструкции "Наследие Сибири" на средства гранта, предоставленного Министерством культуры РФ и Российским фондом культуры. По словам Старцевой, постановка будет идти до наступления зимы, затем ее показы планируется возобновить весной.