Слово из сердца: О монашестве и священстве

Автор: митрополит Афанасий (Николау) Все новинки

В ОВЦС представили книгу, посвященную взаимоотношениям Константинопольского Патриархата и Русской Православной Церкви в 1910-50-е годы

В ОВЦС представили книгу, посвященную взаимоотношениям Константинопольского Патриархата и Русской Православной Церкви в 1910-50-е годы

27 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата была представлена книга известного церковного историка Михаила Витальевича  Шкаровского «Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е — 1950-е гг.)».

Обращаясь к присутствовавшим, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Я сердечно приветствую всех собравшихся на презентации книги Михаила Витальевича Шкаровского «Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е — 1950-е гг.)».

Хотел бы приветствовать владыку митрополита Нифона – представителя Антиохийской Православной Церкви, отца Феоктиста – представителя Болгарской Православной Церкви, отца Серафима – представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии, членов научного сообщества и, конечно, автора этого замечательного труда М.В. Шкаровского, который является автором многих трудов по новейшей истории Русской Православной Церкви и сам расскажет об этой книге.

Хочу предварить его рассказ несколько своими замечаниями. Книга Михаила Витальевича посвящена одному из самых непростых периодов во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата. Распад Российской империи, установление атеистического режима в стране поставили нашу Церковь в совершенно новые условия в первой половине XX века. То было время тяжелых испытаний. Множество епископов, духовенства и простых верующих подвергались жестоким гонениям. Церковь терзали внутренние разделения и расколы, которые пользовались поддержкой советской власти. Немалая часть приходов и епархий Русской Церкви в одночасье оказалась на территориях других государств.

Серьёзные трудности переживал в это же самое время и Константинопольский Патриархат. Революционные процессы на территории бывшей Османской империи и установление новой власти, резкое сокращение греческого населения Малой Азии существенно ослабили позиции Константинопольской Церкви. Одно время речь шла даже о переносе Патриаршей кафедры за пределы Турции, например, в Грецию. Константинопольская Патриархия могла вообще прекратить своё существование.

В таких непростых обстоятельствах развивались взаимоотношения между нашими Церквами. Изучая историю этих отношений, мы с сожалением вынуждены признать, что не всегда Константинополь поступал по-братски в отношении Русской Церкви. Константинопольский Патриархат в 20-е и 30-е годы оказывал открытую поддержку обновленческому расколу, инспирированному советскими властями. Он неканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, Латвию и Финляндию; провозгласил автокефалию Польской Церкви, которая до того являлась частью Русской Церкви. Можно привести и другие примеры недружественных и неканонических действий Константинопольского Патриархата в этот период, но наша цель сегодня не в их перечислении. Наша Церковь долгие годы предпочитала молчать об этих печальных явлениях прошлого, старалась покрывать любовью ошибки, совершённые нашими братьями, при этом помня о своём долге не изменять исторической правде и хранить верность святым канонам.

Так вела себя Русская Церковь и в 90-е годы, когда Константинополь принял в общение украинских раскольников в США и Канаде и учредил параллельную юрисдикцию в Эстонии. Ради мира в Церкви, во избежание великого раскола всемирной православной семьи мы и тогда нашли возможным сохранить каноническое и литургическое общение с Константинопольской Церковью, пошли на предельные уступки и крайнюю икономию. Однако уже тогда было ясно, что речь идёт не об отдельных актах недружественного поведения, а о подспудной выработке новой экклезиологии, чуждой православному Преданию. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года предупреждал об этой угрозе в определении «О единстве Церкви».

Особую актуальность указанная тема приобрела в самое последнее время. Мы все знаем о трагических событиях, происшедших в последнее время в церковной жизни Украины в связи с предоставлением Константинополем так называемого томоса об автокефалии двум раскольничьим группам, объединенным в одну. Защищая свои канонические границы и своё единство, Русская Православная Церковь полагает своей обязанностью свидетельствовать о несоответствии православному учению новой экклезиологической модели, предусматривающей исключительные властные полномочия Предстоятеля первой по диптиху Поместной Церкви. Реализация сценария украинской автокефалии – один из ключевых этапов в навязывании этой модели Полноте Православия.

Убеждён, что правильное понимание происшедшего возможно лишь с учётом всех аспектов той политики, которую Константинопольский Патриархат последовательно реализует на протяжении последних ста лет. В книге Михаила Витальевича нет голословных утверждений. Она опирается на факты прошлого, и в этом её главная ценность. Обращаясь к прошлому, мы можем лучше понять настоящее.

Надеюсь, что эта книга станет заметным вкладом в осмысление не только истории отношений Русской и Константинопольской Православных Церквей, но и нынешнего украинского кризиса и трагического разделения в мировом Православии».

Как отметил профессор ОЦАД и СПбДА М.В. Шкаровский, затронутая в написанной им книге проблематика приобрела особую актуальность. «Период 1910-50-х годов является переломным в истории как Константинопольской, так и Русской Православной Церкви, который во многом определил их дальнейшие пути развития», – констатировал он. М.В. Шкаровский рассказал об основных темах, рассмотренных этом труде, о проблемах и тенденциях во взаимоотношениях Константинопольской и Русской Православных Церквей в XX веке.

По словам профессора ПСТГУ, доктора церковной истории протоиерея Александра Мазырина, книга «Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е — 1950-е гг.)» имеет в наши дни очень большое значение. «Сейчас в силу переживаемого кризиса межправославных отношений очень важно понять истоки этого кризиса, его исторические предпосылки, – считает протоиерей Александр. – Книга Михаила Витальевича в значительной степени раскрывает эту проблематику».

Как отметил ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ доктор исторических наук А.А. Кострюков, автор представленного ныне издания хорошо известен: уже выросло одно или два поколения состоявшихся исследователей, которые были воспитаны на книгах М.В. Шкаровского. Говоря об актуальности затронутой темы, он напомнил о нарушающих церковные каноны шагах, которые Константинопольский Патриархат предпринимал в последние десятилетия. Ответить на все эти вызовы нужно не только в полемическом духе, но и в духе научном, выразил уверенность А.А. Кострюков, подчеркнув: «Этот труд имеет не только тактический, но и важный стратегический характер и послужит к славе и пользе нашей Русской Православной Церкви».

В числе присутствовавших на презентации были представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Е.М. Стрельчик, исполнительный директор издательского дома «Познание» И.А. Парфёнов, деятели науки, журналисты.


ОВЦС