Курс прослеживает развитие русской богословской мысли от ее истоков — киевской Руси, до начала XX в. В лекции речь пойдет как о специфике русской традиции, так и о ее связях с восточным и западным богословием разных периодов. Особое внимание лектор уделил синодальному периоду — времени формирования одновременно золотого наследия русской святоотеческой мысли и основных противоречий в русской богословской традиции. Курс строится, по большей части, как контекстуальное рассмотрение мысли ключевых святых отцов русского богословия: прп. Иосифа Волоцкого, свт. Дмитрия Ростовского, свт. Тихона Захдонского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского, сообщает сайт Учебного комитета.
Полный курс доступен по ссылке
Лекция 1. Богословие Киевской Руси
Цель лекции — представить разбор основных богословских идей периода Киевской Руси.
Центральный памятник этой эпохи — Повесть временных лет — текст, который несет в себе зачатки всех основных богословских идей того времени.
В лекции рассматриваются основные теории возникновения текста памятника, создававшегося разными авторами на протяжении 200 лет, и выявляются пересечения с текстом хроники Георгия Амартала, написанной в 9 в., принцип хронологического построения которой был использован в Повести временных лет.
Была ли оригинальной киевская богословская традиция? В каких жанрах «работало» киевское богословие? Что такое «киевский библеизм»?
О том, как реализовывались в жизни русского народа идеи богословской литературы киевского периода, рассказывает протоиерей Павел Хондзинский.
Лекция 2. Преподобный Иосиф Волоцкий — богословие Божественной красоты
Цель лекции — представить обзор богословских идей в русской традиции в период с 14 по 16 вв.
Переход от языка символа и иконы к византинизации текстов в русской богословской традиции и к возникновению понятия «благочестивого» действия в повседневной жизни.
Собирание традиции и фиксирование ее эталонных образцов — такая задача была сформулирована Стоглавым собором.
Какие проблемы затрагивают дошедшие до нас тексты? В чем заключается особенность традиции русского исихазма того времени? В чем состоит богословская проблематика иконы Св. Троицы прп. Андрея Рублева? В чем состоит главное назначение монашества? Что привело к смене авторитетов в русском богословии?
О борьбе с ересями того времени, о прославлении новых русских святых, об исправлении «недостатков» традиции, рассказывает протоиерей Павел Хондзинский.
Лекция 3. 17 век — век бл. Августина. Свт. Димитрий Ростовский — Церковь мучеников
Цель лекции — рассказать о 17 веке, как завершающем периоде московского этапа русского богословия, который способствовал вызреванию парадигм, давших основу для богословия петербургского и синодального периода, начиная с 18 века, и рассмотреть особенности богословской полемики того времени в Европе, с связи с последующим ее влиянием на русскую богословскую мысль.
В 17 веке в Москве проходит Стоглавый собор, а в Европе — Тридентский собор, после которого происходит окончательное разделение католичества и реформатов, что положило начало процессу «конфессионализации»: определяется учение, ментальность, бытовые традиции для разведения этих принципиальных вопросов. С другой стороны, как проявление новой философии, возникает также и секуляризация, выражающаяся в утрате интереса к религиозной жизни.
В Европе ключевым вопросом в 17 веке стал вопрос о подлинной мотивации христианского поступка в связи с христианской любовью. У бл. Августина были представления, отвечающие на эти вопросы о поступке и любви
Тема важная не только для Европы: для понимания позднейшей богословской традиции в России в 18, 19 и 20 вв. необходимо рассмотреть основные направления полемики вокруг воззрений бл. Августина. В России в н. 18 века свт. Димитрий Ростовский формулирует учение о Церкви мучеников и о спасении: «Всякое время есть время спасения, так как это время гонений и страдания за Христа»
Лекция 4. Начало Синодальной эпохи — школа научного богословия. Свт. Тихон Задонский и Арндт
Цель лекции — завершить обзор полемики вокруг воззрений бл. Августина о любви и мотивации христианского поступка, и дать описание новых идей в русском богословии в связи с реформой церковного управления.
В России — начинается царствование Петра I. В связи с реформами меняется и историческое положение русской Церкви. Итогом реформ стала секуляризация церковных земель уже при Екатерине II.
Свт. Тихон Задонский в своем трактате «Об истинном христианстве» начал искать решение проблем Церкви в условиях новой секулярной культуры, в которых центр христианской жизни переместился внутрь.
Лекция 5. Свт. Филарет Московский — богословский синтез эпохи
Цель лекции — рассказать о времени н. 19 века в России, о приходе из Европы масонских организаций, эпохе мистицизма и об экклесиологии свт. Филарета Дроздова.
После французской революции в Россию пришло много мистических учений, с идеологией правильного аскетизма, ведущего к спасению даже без Церкви.
В это время в России появляются и свои великие русские мистики без кавычек — Серафим Саровский, Филарет Дроздов, Игнатий Брянчанинов. Именно через них открываются подлинные глубины мистической христианской жизни. Главным вопросом эпохи стал вопрос о Церкви. При расширении секулярной культуры, Церковь вытесняется из общественной культуры, а затем нецерковные учения вытесняют Церковь из законного мистического пространства. Свт. Филарет Дроздов выстраивает учение о церкви (экклезиологию) через понятие храма, как точки, указывающей на Церковь в истории, храма как места для соприкосновения с беспредельным.
Лекция 6. Авторы филаретовской эпохи. Свт. Иннокентий Херсонский и свт. Игнатий Брянчанинов
Цель лекции — представить учение об отцах церкви свт. Филарета Черниговского, универсальную концепцию миссии прп. Макария Глуховского, рассказать об ответах свт. Иннокентия Херсонского на вызовы новой философии, а также о свт. Игнатии Брянчанинове, логике конфессионализации и об основаниях его богословия.
Лекция 7. Богословие мирян. Свт. Феофан Затворник — христианская антропология и персонализм
Цель лекции — рассказать о периодах становления и расцвета внеакадемического богословия в России 19 века.
Война 1812 года стала границей, по которой можно разделить периоды становления идей авторов внеакадемического богословия.
Возникновение т.н. богословия мирян связано с потребностью осмысления своей церковной жизни, а с другой стороны — с недоверием мирян к словам священников. После войны 1812 года внеакадемическое богословие меняет направление и встает на защиту Церкви. Свт. Феофан Завторник наоборот — яркий представитель академического богословия: основная тема его богословия — антропология.
Лекция 8. Св. Иоанн Кронштадтский — опыт самопознания как жизнь во Христе. «Новое богословие» и его характерные черты
Цель лекции — рассказать о высоком периоде развития богословской науки и ведущей роли академической психологии.
В 1902–03 гг. в Санкт-Петербурге организуются «Религиозно-философские собрания». Возникает персонализм — одно из самых устойчивых течений в христианстве. Представители нового богословия предпринимают попытки переосмысления наследия святых отцов.