В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря

В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря

В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова, выявив архивный и предметный материал о восстановленной ныне из руин обители.

Возродить из руин Спасо-Вифанский монастырь помогла группа благодетелей. А усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующего кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е.В. Черниковой увидело свет это уникальное издание.

13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии «Вифания митрополита Платона».

Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь.

Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2.


Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком.

Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий.

В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона.

Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в. И если идеи аскезы растворялись в общем море трудов архиерея, то сохранившаяся в фондах Сергиево-Посадского музея церковные облачения и утварь, дали возможность их подтверждения и анализа.

Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина. Если учесть, что они совсем недавно были упразднены (при секуляризации 1764 г.), то осуществлена была идеологическая программа, общерусское развитие которой относится уже к последующему столетию.

Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.

В 1782 г. священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Платон написал «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского чудотворца», в котором образным, эмоциональным языком воспроизвел известную историческую канву, поясняя эпизоды жизни и чудеса глубокими экскурсами в христианские первоисточники. В новой Вифанской пустыни в 1795 г. архиерей создал акафист преподобному Сергию Радонежскому. А в 1805 году московским митрополитом была опубликована «Краткая российская церковная история», над которой он годами работал в часы редкого досуга. Подчеркнем, что труд ученого архиерея был построен на летописном материале с привлечением архивных материалов. В Вифании же им была написана автобиография, ставшая впоследствии первоисточником для его учеников, почитателей и заинтересованных публицистов.

Своеобразным памятником митрополиту Платону предстают личные покои в Вифании, которые после его кончины бережно сохранялись монастырским сообществом на протяжении XIX в. В книге реконструирован их первоначальный вид.

О знаменитом архиерее XVIII столетия митрополите Платоне (Левшине) написано немало статей и книг, его имя и деяния не померкли на протяжении двух столетий. Однако издание «Вифания митрополита Платона» насыщено новым фактическим материалом, иллюстрировано впервые обнародованными произведениями, делающим его интересным для специалистов и увлекательным для любителей отечественной истории.


Патриархия.ru