27 ноября в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной академии прошла презентация сборника «Consciousness and Matter. Mind, Brain, and Cosmos in the Dialogue between Science and Theology« («Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»), вышедшего в свет в марте этого года в издательстве Pickwick Publications.
Книга содержит публикации исследовательской группы видных отечественных и зарубежных ученых, сформировавшейся в процессе работы в рамках международного исследовательского проекта «Наука и Православие в мире», поддержанного Темплтоновским фондом — самым крупным и наиболее авторитетным фондом, финансирующим исследования в пограничной области соприкосновения науки и религии.
В данном междисциплинарном исследовании была поставлена задача осмысления текущих исследований в области взаимодействия между наукой и теологией в контексте извечной психофизической проблемы «Сознание-тело». Особое внимание было уделено вкладу восточного православного богословия в диалог между религией и наукой, а также определению путей развития богословский мысли с учетом недавних достижений в квантовой физике, физиологии, медицинских науках.
В начале презентации с приветственным словом к слушателям обратился проректор по научно-богословской работе Академии протоиерей Константин Костромин:
«Дорогие коллеги, дорогие друзья! Очень рад, что конференции кафедры богословия на сложные темы, темы взаимодействия естественных и когнитивных наук с богословием, стали традицией в нашей Духовной школе. На них поднимаются острые вопросы, которые являются не только предметом богословского дискурса, но и дискурса философского, где обсуждается этика искусственного интеллекта и практические вопросы современных технологий.
Этот стык всегда болезненный и образовывает пропасть между естественным и гуманитарным знанием, который долгое время перекрывался искусственными конструкциями. Сейчас смысловые связи между разными областями знаний стали более устойчивыми, более серьёзными, для чего и существует когнитивная наука. Впрочем, сейчас и теология, вместе со светилами нашей кафедры, старается не отстать от современной научной повестки дня».
Продолжил приветственную речь директор института теологии СПбГУ, профессор Д. В. Шмонин, рассказав о философских и схоластических предпосылках диалога между религией и наукой.
С первым докладом, посвящённым процессу работы над сборником, выступил один из его авторов и организатор встречи кандидат физико- математических наук, кандидат богословия, доцент протоиерей Кирилл Копейкин.
Продолжил презентацию заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов факультета биологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор биологических наук, профессор А. Я. Каплан, в котором представил динамическую ментальную модель физического мира, рассказал о последних нейрофизиологических исследованиях религиозного опыта буддийских монахов, приобретаемых во время медитации, а также коснулся проблемы мышления и речи. В своём докладе он отметил существование громадного глубинного потенциала человеческого мозга, наличие которого невозможно объяснить лишь биологическими причинами.
Далее в дистанционном формате выступила директор института когнитивных исследований СПбГУ, академик РАО, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор Т. В. Черниговская, которая продолжила рассуждения над проблемой речи и мышления, отметила особую необходимость метафизического знания для когнитивистики, а также коснулась социо-культурных проблем, которые несёт стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровизация.
Затем слово взял директор международного центра теоретической физики им. А. А. Абрикосова МФТИ, руководитель группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, директор лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева СПбГУ, доктор физико- математических наук, профессор А. В. Кавокин. Крупнейший отечественный специалист в области поляритоники и квантовой оптики рассказал собравшимся о феномене «жидкого света» как особом промежуточном состоянии между светом и веществом. С его точки зрения сильно связанные состояния света и материи, такие как экситон- поляритоны, можно рассматривать как условную модель взаимодействия сознания и материи.
Далее своё сообщение представил лингвист, выпускник Оксфордского университета, преподаватель кафедры перевода РГПУ им. А. И. Герцена, PhD Тримбл Уолкер, который представил свою концепцию о взаимоотношениях между мозгом и высшим нравственным человеческим началом.
Завершил первую часть презентации директор Кольского научного центра РАН, академик РАН, профессор кафедры богословия СПбДА, доктор геолого-минералогических наук, профессор священник Сергий Кривовичев, который коснулся научного наследия профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора химических наук Н. И. Кобозева. Последний ещё в советское время смог сформулировать и опубликовать термодинамическое доказательство необходимости существования Божественного начала.
После перерыва презентацию продолжил заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент протоиерей Димитрий Кирьянов, представивший различные естественнонаучные и теологические точки зрения на проблему соотношения мозга и души.
Далее слово взял доктор философских наук, кандидат физико- математических наук, профессор Портсмутского университета (Великобритания) А. В. Нестерук, который рассмотрел психофизическую проблему в космологическом дискурсе. Он показал, что, в некотором смысле, трудная проблема сознания становится иной формой экспликации того, что радикально непознаваемо: сотворение человека Богом из ничего, creatio ex nihilo.
Завершил презентацию сборника «Сознание и материя» доклад кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента протоиерея Кирилла Копейкина, который продемонстрировал, что тщательный анализ процедуры квантовомеханического измерения показывает, что в квантовой теории не существует онтологической разницы между «субъективной» реальностью наблюдателя и «объективной» реальностью мира «материи», а это, в свою очередь, означает, что вся реальность, в определённом смысле, «психична». Столь парадоксальный, на первый взгляд, результат представляется, однако, вполне естественным, будучи рассмотрен в дискурсе естественной теологии.
После каждого доклада у слушателей была возможность задать вопросы докладчикам.
ФОТО