В Усадебном саду музея Пушкина появился дуб «Дубровский»

В Усадебном саду музея Пушкина появился дуб «Дубровский»

Сотрудники Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке 17 октября 2019 года, накануне Лицейского дня и в честь проходящей в музее выставки «Я Дубровский» высадили в Усадебном саду музея дубовый саженец. Он выращен из желудя дерева-старожила, имеющего мемориальное значение и отношение к А. С. Пушкину, сообщает портал ГодЛитературы.РФ.

Так, «отец» молодого дубка, которому в музее дали имя «Дубровский», — дуб, растущий в городском саду города Белёва Тульской области. Его возраст — 265 лет, и он занесен в Национальный реестр уникальных деревьев России под № 700. Но дерево это интересно не только своим возрастом. Дуб имеет богатую историю. Это место памяти императрицы Елизаветы Алексеевны Романовой. А в числе тех, кто после ее смерти специально приезжал сюда «склонить колено и голову», был и поэт Александра Сергеевич Пушкин.

В мае 1826 года вдова императора Александра I по пути в Петербург из Таганрога, где окончились земные дни ее супруга, остановилась в Белёве, маленьком уездном городке Тульской области. И в ту же ночь скоропостижно скончалась. Странные обстоятельства ее смерти породили позже немало слухов и легенд. Под былинным дубом в саду купца Дорофеева, возле его дома, где умерла императрица, по легенде был погребен серебряный сосуд с сердцем скончавшейся императрицы Елизаветы Алексеевны (тело же ее было перевезено в Петербург и погребено позже в царской усыпальнице Петропавловского собора). Но главное — достоверный факт, что в город Белёв, сделав изрядный крюк по дороге на Кавказ, в мае 1829 года специально заехал Пушкин. Судя по всему, с одной-единственной целью — поклониться памяти прекрасной женщины и месту упокоения ее сердца. Причем случайно или нет, но ровно в трехлетнюю годовщину смерти императрицы.

Для некоторых исследователей жизни Пушкина это событие является неформальным подтверждением того мифа, что именно Елизавета Алексеевна, которую по праву считали самой красивой и добродетельной женщиной русского императорского двора, могла быть той самой «потаенной любовью», музой поэта и идеалом женщины, преклонение перед которой Пушкин пронес через всю жизнь. Он ведь так и не открыл никому имени той, которую скрыл под неизвестными «NN» в своем шутливо-откровенном «донжуанском списке», оставив вечную загадку будущим поколениям.